Найти тему
Василиса Андреева

Куда я хочу идти?

Я собираюсь к родственникам

К чему?

К этой цели

К концу недели

Предлог к подразумевает место назначения и цель. Существует что-то,

по направлению к чему мы движемся и куда хотим добраться.

Первый этап мышления связан с целью.

• «Какова цель моего мышления?»

• «Чего я надеюсь достичь в результате мышления?»

• «О чем я думаю?»

Символ первого этапа изображает пунктирную линию, означающую,

что мы знаем направление. Но мы должны двинуться к месту назначения с

того места, где мы сейчас находимся. И жирная линия показывает наше

движение в нужном направлении.

Первый этап связан с целью, устремлением и задачей нашего

мышления. Какова задача? На что мы нацеливаемся?

В методике шести шляп синяя шляпа используется для определения

цели мышления и для предложения различных альтернативных

определений этой цели.

В мыслительной программе CoRT прием ЦУЗ используется для

определения целей, установок и задач. Ученик может попросить «сделать

ЦУЗ на этом этапе». Интересно, что ученики младших классов (от шести

до девяти лет) часто испытывают трудность с ЦУЗ, так как им кажется, что

их деятельность управляется кем-то еще: «Я делаю что-то, потому что мне

говорят это делать»; «Я делаю что-то, так как я должен это делать». Только

позже ученики начинают чувствовать себя свободнее при определении

своих целей и задач. Прием ЦУЗ относится к цели в общем и обычно к

действиям или поведению.

К сожалению, люди постоянно считают, что цель мышления всегда

очевидна, так как они знают, о чем думают.

Однако за многие годы обучения мышлению я обнаружил, что очень

редко люди могут четко определить свою цель. Это именно та часть

мышления, с которой обычно хуже всего справляются. И четкое

определение цели мышления может облегчить его процесс и сделать

мышление гораздо более эффективным. Не зная точно, куда хотите идти,

вы вряд ли туда попадете. И не настраивайтесь на то, что первый этап

мышления очень прост и очевиден.

МЫСЛИТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ

Какие операции можно сделать с целью мышления?

Дать определение

Напишите цель своего мышления, даже если вам и

кажется, что она очевидна.

«Именно сейчас цель моего мышления…» Написав цель, посмотрите,

хорошо ли она звучит.

Иногда просто определение цели может привести вас

к желанию поменять ее.

Изменение определения

Как я уже сказал, после того как вы написали цель, у вас может

возникнуть желание изменить ее. «Какое еще я могу дать определение этой

цели?»

Альтернативные определения

Попытки изменить формулировку цели могут быстро привести вас к

альтернативным определениям вашей цели; это параллельные определения

с уже измененной целью. Изменение определения действительно означает

другой способ выражения одной и той же цели. На практике они настолько

переплетаются, что бесполезно пытаться их разделить.

Более конкретное определение

Вы можете двигаться от очень абстрактной цели к гораздо более

конкретной.

«Я хочу быть счастливым» может превратиться в «Я хочу хорошо

провести эти выходные».

Это процесс рефокусирования. Вместо того чтобы фокусировать

внимание на абстрактной цели, вы становитесь более конкретными.

Более абстрактное определение

Вы можете двигаться в обратном направлении, от конкретной цели к

более абстрактной.

«Мне нужно немного клея, чтобы скрепить эти два деревянных

бруска» может превратиться в «Мне нужно каким-то образом скрепить эти

два деревянных бруска».

Иногда вам хочется расширить фокус или, наоборот, сузить его. В

примере с соединением двух деревянных брусков вы будете искать клей,

гвозди или что-нибудь другое. Вы можете захотеть путешествовать в какомто направлении, но в конце концов вам все равно придется идти, ехать на

автобусе или вести машину

Куда