Я собираюсь к родственникам
К чему?
К этой цели
К концу недели
Предлог к подразумевает место назначения и цель. Существует что-то,
по направлению к чему мы движемся и куда хотим добраться.
Первый этап мышления связан с целью.
• «Какова цель моего мышления?»
• «Чего я надеюсь достичь в результате мышления?»
• «О чем я думаю?»
Символ первого этапа изображает пунктирную линию, означающую,
что мы знаем направление. Но мы должны двинуться к месту назначения с
того места, где мы сейчас находимся. И жирная линия показывает наше
движение в нужном направлении.
Первый этап связан с целью, устремлением и задачей нашего
мышления. Какова задача? На что мы нацеливаемся?
В методике шести шляп синяя шляпа используется для определения
цели мышления и для предложения различных альтернативных
определений этой цели.
В мыслительной программе CoRT прием ЦУЗ используется для
определения целей, установок и задач. Ученик может попросить «сделать
ЦУЗ на этом этапе». Интересно, что ученики младших классов (от шести
до девяти лет) часто испытывают трудность с ЦУЗ, так как им кажется, что
их деятельность управляется кем-то еще: «Я делаю что-то, потому что мне
говорят это делать»; «Я делаю что-то, так как я должен это делать». Только
позже ученики начинают чувствовать себя свободнее при определении
своих целей и задач. Прием ЦУЗ относится к цели в общем и обычно к
действиям или поведению.
К сожалению, люди постоянно считают, что цель мышления всегда
очевидна, так как они знают, о чем думают.
Однако за многие годы обучения мышлению я обнаружил, что очень
редко люди могут четко определить свою цель. Это именно та часть
мышления, с которой обычно хуже всего справляются. И четкое
определение цели мышления может облегчить его процесс и сделать
мышление гораздо более эффективным. Не зная точно, куда хотите идти,
вы вряд ли туда попадете. И не настраивайтесь на то, что первый этап
мышления очень прост и очевиден.
МЫСЛИТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ
Какие операции можно сделать с целью мышления?
Дать определение
Напишите цель своего мышления, даже если вам и
кажется, что она очевидна.
«Именно сейчас цель моего мышления…» Написав цель, посмотрите,
хорошо ли она звучит.
Иногда просто определение цели может привести вас
к желанию поменять ее.
Изменение определения
Как я уже сказал, после того как вы написали цель, у вас может
возникнуть желание изменить ее. «Какое еще я могу дать определение этой
цели?»
Альтернативные определения
Попытки изменить формулировку цели могут быстро привести вас к
альтернативным определениям вашей цели; это параллельные определения
с уже измененной целью. Изменение определения действительно означает
другой способ выражения одной и той же цели. На практике они настолько
переплетаются, что бесполезно пытаться их разделить.
Более конкретное определение
Вы можете двигаться от очень абстрактной цели к гораздо более
конкретной.
«Я хочу быть счастливым» может превратиться в «Я хочу хорошо
провести эти выходные».
Это процесс рефокусирования. Вместо того чтобы фокусировать
внимание на абстрактной цели, вы становитесь более конкретными.
Более абстрактное определение
Вы можете двигаться в обратном направлении, от конкретной цели к
более абстрактной.
«Мне нужно немного клея, чтобы скрепить эти два деревянных
бруска» может превратиться в «Мне нужно каким-то образом скрепить эти
два деревянных бруска».
Иногда вам хочется расширить фокус или, наоборот, сузить его. В
примере с соединением двух деревянных брусков вы будете искать клей,
гвозди или что-нибудь другое. Вы можете захотеть путешествовать в какомто направлении, но в конце концов вам все равно придется идти, ехать на
автобусе или вести машину
Куда