Из всех режиссеров Японской Новой Волны самым, пожалуй, малоизвестным вляется Тосио Мацумото. Если его "коллеги" оставили после себя 40, 50 или даже 60 фильмов, или имели скандальную славу (а Вакамацу, например, умудрился попасть в обе категории), то достижения Мацумото выглядят гораздо скромнее. Он снял всего 4 полнометражных фильма (хотя короткометражек в его творческом резюме достаточно), причем первые два - настоящие шедевры, а третий и четвертый - просто достойные фильмы. Но надо сказать, что каждый из 4 фильмов Мацумото радикально отличается от предыдущего. Если не знать, что их снял один режиссер, можно подумать, что это работы разных авторов. Более того, фильмы Мацумото напоминают фильмы других японских режиссеров поколения. Трудно сказать, была ли это сознательная стилизация или у режиссера получилось непреднамеренно, но в этом отношении Мацумото - поставщик уникальный.
Похоронная процессия роз (Bara no sôretsu), 1969
Полнометражный дебют Мацумото входит в список любимых фильмов Стэнли Кубрика. И американского классика несложно понять: у Мацумото как бы случайно получилось то, что Кубрик почти математически просчитывал, снимая свои фильмы. Действие этой документально-постановочной ленты происходит в мире японских трансвеститов, а выглядит фильм так будто к его созданию приложили руку сразу Есисеге Есида, Нагаси Осима и Акио Дзиоси. Что особого удивления не вызывает, так как снят фильм на самой артхаусной студии Японии Art Theater Guild, с которой работали в это время все вышеперечисленные выше постановщики.
Демоны (Shura), 1971
Мацумото уходит от лгбт-темы и снимает уникальное жанровое кино. Это самурайский хоррор, основанный на одном из самых популярных сюжетов дзигай-гэки - легенде о 47 ронинах. Только в отличие от большинства экранизаций этой истории, фильм Мацумото получился камерный, жестокий (больше в эмоциональным смысле), удушливый и визуально лаконичный. Идеальная деконструкция легенды, после которой остальные версии воспринимать становится исключительно трудно. Киноязык здесь то же сильно отличается от предыдущей ленты и напоминает одновременно самурайские фильмы Масаки Кобаяси, Канэто синдо и Масахиро Синоды. Вообще строго рекомендую. Даже если бы Мацумото снял только этот фильм, он был бы достоин места в истории кино.
Война шестнадцатилетних (Juroku-sai no senso), 1973
Снова радикальная смена киноязыка и тематики. Типичная для начала 70-х молодежная драма с любовной историей, критикой поствоенного японского общества и некоторым диссонансом красочной формы и фаталистского содержания. Один из тех фильмов, которые снимали в это время Тосио Фудзита и Киндзи Фукасаку (у последнего тоже есть пара молодежных фильмов). Наименее обязательный к просмотру фильм Мацумото.
Догура магура (Dogura magura), 1988
Спустя 15 лет Мацумото возвращается в полный метр и снимает на этот раз психиатрический хоррор, который выглядит и ощущается как фильм Сюдзи Тераямы. Действие происходит в начале прошлого века в психиатрической лечебнице, а главный герой, психически нестабильный убийца, бродит по жутковатым лабиринтам своего сознания, как Алигьери по инфернальным пейзажам, в сопровождении своего врача. Не сказать, что получился шедевр, но поклонникам психологических и психоделических хорроров стоит взять на заметку. С атмосферой у фильма все в порядке. Не уверен, но создатели игровой серии "Сайлент Хилл" вполне могли этот фильм видеть.