Во время экскурсии «Шедевры Шехтеля» Москва открывается с новой, совершенно удивительной стороны. За фасадами многоэтажных зданий центральных улиц, в тишине переулков прячутся нарядные особняки – творения гения русской архитекторы Федора Осиповича Шехтеля.
Встретившись с гидом у памятника Маяковскому, группой отправились в неспешное пешее путешествие в конец 19 века – время модерна и прогресса.
Фёдор Шехтель происходил из состоятельного рода обрусевших немцев. В шестилетнем возрасте семья будущего архитектора переехала из Петербурга в Саратов, где его отец, вместе с братом, занимался торговлей, управлением заводами и фабриками. А также театром. Проводя много времени в загородном деревянном театре, юный Фёдор Шехтель погружался в мир грёз, который впоследствии воплотил в реальность.
Обсуждая непростой жизненный путь и тяжелую судьбу архитектора, приходим к личному особняку Шехтеля в Ермолаевском переулке - одному из самых эффектных зданий Москвы. Его облик сложился благодаря небольшой площади участка земли и разрастающейся семье архитектора. Благодаря причудливой форме в доме оказалось достаточно места для домочадцев, прислуги и гостей. Во время проектирования своего особняка Шехтель заложил основы для архитектурного стиля «московский модерн».
Следующая остановка у здания, принёсшего Шехтелю настоящую славу и известность. Оно было построено ранее, в неоготическом стиле, а заказчиком был богатейший человек того времени, промышленник и меценат Савва Морозов. Особняк строился для жены Саввы Тимофеевича – Зинаиды Григорьевны. При проектировании и строительстве заказчики не ограничивали архитектора в финансировании и полёте фантазии. Стремясь создать гармоничный образ усадьбы Шехтель, проектировал не только экстерьер, но и интерьер, а для оформления пригласил художника Врубеля. Особняк стал одним из самых блистательных зданий Москвы, светским салоном и культурным центром городской жизни. Гости отмечали не только великолепие обстановки, но и удобство планировки. Этот момент стал поворотным в карьере Шехтеля – заказы стали поступать один за другим.
«Водочный король» Пётр Петрович Смирнов поставил перед архитектором интересную задачу: перестроить дом так, чтобы он стал самым красивым зданием на Тверском бульваре. И с этой задачей Фёдор Шехтель справился великолепно. Пять лет продолжались работы, в ходе которых здание претерпело многочисленные изменения: были присоединены флигели, перестроены внутренние помещения. Использованы новейшие достижение прогресса: электрическое освещение, котельная, паровое отопление. Парадный фасад и сейчас заставляет остановиться и рассматривать его. Балкон, парящий над головами прохожих окружен оригинальной кованной решеткой, напоминающей волнующееся море. Но самым впечатляющим элементом фасада стал аттик с огромными витражными окнами, обрамлёнными сияющей на солнце плиткой, и лепниной в виде растительного орнамента.
Другое сокровище модерна спрятано от глаз прохожих, но с помощью знающего и внимательного экскурсовода группа смогла рассмотреть и по достоинству оценить дом Степана Павловича Рябушинского – банкира и коллекционера икон. Этот особняк – настоящее детище Шехтеля – он один совмещал роли архитектора, дизайнера интерьера и декоратора. Дом окружен садом, игра света и тени делают его легким и воздушным. Фасад, облицованный светлым глазированным кирпичом, сверкает на солнце, играет бликами. Асимметрия, разные объемы, нежная мозаика, обрамляющая окна, фантастические узоры арочных проёмов, оконные решётки-деревья, ограда, напоминающая бегущие волны – в этом доме нет незначительных мелочей, каждая деталь продумана.
Благодаря гиду, живому рассказу, экскурсия стала настоящим погружение в эпоху. Стиль модерн, особняки, их обитатели и великий архитектор стали ближе и понятнее, а Москва чуть более знакомой и ещё более красивой.
Организатор экскурсии туроператор «Магазин путешествий».
Подробнее об экскурсии «Шедевры Шехтеля».
Чтобы не пропустить следующие публикации, обязательно подпишитесь на наш канал!