«Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю: пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице» (Прит.30:18-19). Эти строки направляют наши мысли на непостижимость Божьего творения, на бесконечное многообразие обитателей Земли. Мы всегда можем восхищаться неповторимостью природы и человека, а значит безграничной многогранностью Бога Творца. У Него всегда найдется, чем восхищать нас и приводить в восторг. «Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его» (Рим.11:33). Нам никогда не наскучит исследовать пути Божьи – великую благочестия тайну!
Однако, кроме тайны благочестия Библия говорит и о другой тайне - тайне беззакония. Откуда взялся грех? Почему тот или иной человек не может покаяться? Почему добрая, благочестивая верующая христианка вдруг превращается в хулительницу Бога? Мы многое не можем объяснить в поведении людей. Более того: мы подчас не можем дать вразумительного объяснения своему собственному поведению. И часто ответа мы не находим, потому что его просто нет: греховное поведение как и сам грех объяснить невозможно. Ему нет никакого оправдания и объяснения.
Какова реакция Бога на грех? Как Он участвует в нашей жизни? Почему Он допускает, чтобы мы скатывались до греха, даже будучи верующими? Одним из ответов на этот вопрос дан в библейской книге Судей. «И пошел Самсон в Фимнафу и увидел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских. Он пошел и объявил отцу своему и матери своей и сказал: я видел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских; возьмите ее мне в жену. Отец и мать его сказали ему: разве нет женщин между дочерями братьев твоих и во всем народе моем, что ты идешь взять жену у Филистимлян необрезанных? И сказал Самсон отцу своему: ее возьми мне, потому что она мне понравилась. Отец его и мать его не знали, что это от Господа, и что он ищет случая отмстить Филистимлянам. А в то время Филистимляне господствовали над Израилем. И пошел Самсон с отцом своим и с матерью своею в Фимнафу, и когда подходили к виноградникам Фимнафским, вот, молодой лев рыкая идет навстречу ему. И сошел на него Дух Господень, и он растерзал льва как козленка; а в руке у него ничего не было. И не сказал отцу своему и матери своей, что он сделал. И пришел и поговорил с женщиною, и она понравилась Самсону. Спустя несколько дней, опять пошел он, чтобы взять ее, и зашел посмотреть труп льва, и вот, рой пчел в трупе львином и мед. Он взял его в руки свои и пошел, и ел дорогою; и когда пришел к отцу своему и матери своей, дал и им, и они ели; но не сказал им, что из львиного трупа взял мед сей. И пришел отец его к женщине, и сделал там Самсон пир, как обыкновенно делают женихи. И как там увидели его, выбрали тридцать брачных друзей, которые были бы при нем. И сказал им Самсон: «Загадаю я вам загадку; если вы отгадаете мне ее в семь дней пира и отгадаете верно, то я дам вам тридцать синдонов и тридцать перемен одежд; если же не сможете отгадать мне, то вы дайте мне тридцать синдонов и тридцать перемен одежд». Они сказали ему: «Загадай загадку твою, послушаем». И сказал им: «Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое». И не могли отгадать загадку в три дня. В седьмой день сказали они жене Самсоновой: «Уговори мужа твоего, чтоб он разгадал нам загадку; иначе сожжем огнем тебя и дом отца твоего; разве вы призвали нас, чтоб обобрать нас?» И плакала жена Самсонова пред ним и говорила: «Ты ненавидишь меня и не любишь; ты загадал загадку сынам народа моего, а мне не разгадаешь ее». Он сказал ей: «Отцу моему и матери моей не разгадал ее; и тебе ли разгадаю?» И плакала она пред ним семь дней, в которые продолжался у них пир. Наконец в седьмой день разгадал ей, ибо она усиленно просила его. А она разгадала загадку сынам народа своего. И в седьмой день до захождения солнечного сказали ему граждане: «Что слаще меда, и что сильнее льва!» Он сказал им: «Если бы вы не орали на моей телице, то не отгадали бы моей загадки». И сошел на него Дух Господень, и пошел он в Аскалон, и, убив там тридцать человек, снял с них одежды, и отдал перемены платья их разгадавшим загадку. И воспылал гнев его, и ушел он в дом отца своего. А жена Самсонова вышла за брачного друга его, который был при нем другом» (Суд.14:1-20).
Здесь показана борьба тайны беззакония с тайной благочестия. Вся эта глава изобилует тайнами:
· Почему Самсон искал в жену среди иноплеменниц, а не в своем народе?
· Почему утаил от родителей, что убил льва, откуда потом взялся мед?
· Почему в то же время не скрыл этого от жены?
· Его загадки на свадьбе
Кругом одни тайны. Самсон горел желанием мстить филистимлянам, он чувствовал силу и искал, как ее применить. Но тайные желания греховного сердца он посчитал за голос Божий. Невозможно объяснить поведение Самсона. Он непредсказуем. И беда в том, что он не понимал волю Божью.
Понимал ли волю Божью Иисус Христос? Несомненно. Однако для современников Его поведение так же подчас было непредсказуемым. Для всех Его дела были сплошной загадкой. Почему Он поступал часто неожиданным, непонятным и непредсказуемым образом? По причине того, что люди не понимали волю Божью. Только после Его воскресения и вознесения, когда Святой Дух обильно излился на учеников Христа, Его путь стал понятен им. «Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю: пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице» (Прит.30:18-19).
Путь Христа – это путь орла. «Как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих, так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога» (Втор.32:11-12).
Путь Христа – это путь змея. «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:14).
Путь Христа – это путь корабля, ковчега, в котором спасение человечеству как во дни Ноя, так и по сей день.
Путь Христа – это путь жениха к своей церкви-невесте. «Как юноша сочетается с девою, так сочетаются с тобою сыновья твои; и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой» (Ис.62:5).
Верите ли вы, что Спаситель ведет вас? «Может, кто-то и имеет сильную веру, но только не я, потому что я не вижу руку Божью в моей жизни – проблема за проблемой, неудача за неудачей. Наверное, Бог просто оставил меня. Я не вижу Его пути».
Но истинность веры как раз и проверяется проблемами. Пока все складывается удачно, людям кажется, что у них есть вера. Но когда им приходится страдать, терпеть неудачи или разочаровываться, они падают духом. Бог ответил на молитву – мы ликуем. Бог молчит – мы в отчаянии.
Дорогие друзья! Не бывает такого, чтобы Господь оставил когда-нибудь Своих детей. Вспомните Его слова: «Забудет ли женщина грудное дитя свое? Но даже если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис.49:15). И наша вера в эти слова обетования укрепляется не в благоденствии, а в испытаниях.
Судьба Самсона говорит о том, что Бог не покидает даже того, кто безрассудно разбрасывается Его благословениями. Иногда наш путь похож на путь Самсона: наши амбиции, наши вожделения, наша гордость заставляют нас следовать тайне беззакония, идти на поводу похоти плоти, действовать бездумно, безрассудно.
Что безрассудного сделал Самсон?
· Захотел меда из трупа льва, что Бог считает нечистой пищей
· Захотел жену филистимлянку вопреки повелениям Божьим не брать жен из языческих племен
· Растрачивал свою силу не на то, чтобы объединить народ и воспламенять его на служение Господу, а на то, чтобы терзать львов, убивать людей ради прихоти, таскать ворота на гору.
Самсон отодвинул свой народ в сторону и сказал: «Я все сделаю сам, один. Я не нуждаюсь в вас». Разве для этого Всемогущий наделил его нечеловеческой силой? Нам непонятен путь Самсона – тайна беззакония, которая препятствовала Богу использовать этого судью и совершать через него истинное освобождение Божьего народа.
Тем не менее, оставил ли Господь Своего назорея? Нет. Бог давал ему сил, восстанавливал их. Господь был с ним даже тогда, когда Самсон бездумно доверил свою тайну Далиде и лишился назорейства, обессилел, был взят в плен и ослеплен. Кажется, непонятен был здесь путь Божий, но непонятен только на первый взгляд.
Господь все же привел Своего строптивого слугу к покаянию и победе. «И воззвал Самсон к Господу и сказал: Господи Боже! вспомни меня и укрепи меня только теперь, о Боже! чтобы мне в один раз отмстить Филистимлянам за два глаза мои. И сдвинул Самсон с места два средних столба, на которых утвержден был дом, упершись в них, в один правою рукою своею, а в другой левою. И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся всею силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил Самсон при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей» (Суд.16:28-30).
Иногда мы кажемся себе сильными: у нас есть воля, мы все можем себе позволить – с нами Бог! Да, Он всегда с нами. Но с кем мы? Говорят ли Его благословения о том, что Господь одобряет наш образ жизни? Говорят ли Его благословения о том, что у нас сильная вера? Вовсе нет. Это говорит лишь о милости Божьей к нам.
Вера каждого из нас должна пройти испытания, чтобы мы увидели путь Господний; чтобы этот путь не был для нас тайной во мраке. И на протяжении жизни нам нужно по крупицам собирать и складывать в сердце своем тот бесценный опыт, когда мы видели явно руку Божью, когда Он среди полного мрака открывал для нас путь спасения.
«Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю: пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице» (Прит.30:18-19). Орел описывает круги, змея – извилины. Корабль движется по прямой в открытом море. Мужчина ухаживает за женщиной. В другом переводе это место звучит: «Путь мужчины, влюбленного в девушку». Все это – иллюстрации тайны. Но знает ли орел, зачем он описывает круги? Знает ли змей, почему он движется зигзагами? Знает ли капитан почему корабль следует по прямой? Знает ли мужчина, зачем он ухаживает? Да, все они знают это. Для них их поведение и цель не являются тайной. Тайной все это выглядит со стороны.
Для окружающих может показаться тайной то, что происходит со мной, но для меня самого пути Божьи открыты. Святой Дух говорит моему сердцу, обличая и наставляя меня. Он ведет меня путем покаяния к спасению. Возможно, тот, кто был равнодушен к Библии, в один прекрасный день станет ревностным служителем Господа. Может быть путь к этому будет кругами, как Израиль в пустыне; может быть этот путь будет извилист, будет проходить среди неприступных скал узкой, крутой, едва заметной тропой. А может быть он будет прям, как курс корабля.
В любом случае для верующего человека «все содействует ко благу» (Римл.8:28), потому что это путь ко Христу, влюбленного в Свой народ, в Свою Церковь- невесту, и ведущего ее к небесному брачному пиру.
Открыта ли для вас сегодня эта великая благочестия тайна?