Саладин XX века (начало)
Итак, Роммель готовил погибельную ловушку для всей группы «Африка» — начни он штурм Тобрука всего на несколько дней раньше, то получил бы удар в спину в самый разгар боев по прогрызанию оборонительного периметра. А он бы начал — все сообщения итальянской и немецкой разведки о концентрации сил англичан и подготовке нового наступления он игнорил и высмеивал, полагаясь на свою гениальную интуицию. Но назначенный на 14 ноября 1941 года штурм пришлось отложить на 24 ноября из-за проблем со снабжением, и это-то и спасло силы союзников в Киренаике от полного разгрома.
А между тем опасность нависала — 8-я армия Каннингема в составе XIII корпуса генерал-лейтенанта Альфреда Рида Годвина-Остина (4-я индийская пехотная дивизия генерал-майора Мессерви, 2-я новозеландская дивизия генерал-майора Бернарда Сирила Фрейберга и 1-я армейская танковая бригада) и ХХХ корпуса генерал-лейтенанта Чарльза Виллоуби Мак Норри (7-я бронетанковая дивизия генерал-майора Готта, 1-я южноафриканская дивизия генерал-майора Джорджа Эдвина Бринка, две бригады Сил обороны Судана и 22-я гвардейская пехотная бригада) должна была нанести решающий удар. 118 000 человек (вместе с гарнизоном Тобрука, который тоже входил в состав 8-й армии), 738 танков и 616 самолетов начали 18 ноября 1941 года операцию «Крестоносец» (по названию танка Mk VI Crusader, поступившего в массовом числе в войска).
Помимо «крузейдеров», британцы получили на вооружение еще одну новинку — поставляемые по ленд-лизу американские танки М3 Stuart. Не очень бронированные и со слабой пушкой, они, однако, были маневренными и быстрыми, и в целом превосходили по характеристикам советские БТ и вполне конкурировали с нашими же легкими Т-50 и Т-70. Также «стюарты» оказались просты в эксплуатации, комфортны и надежны — количество поломок было ниже на порядок по сравнению и с британскими, и с немецкими машинами (да и с советскими тоже). За это их полюбили не только британские, но и советские танкисты, когда М3 по тому же ленд-лизу стали поставлять в РККА. Впрочем, авиационный двигатель жрал слишком много дефицитного высокооктанового бензина, а британские генералы так и не научились правильно использовать легкие танки, кидая их в мясорубку ударных прорывов и боев против вражеских машин, в которых «стюарты» сливали из-за слабой 37-мм пушки и брони.
Супротивостояла 8-й армии всё та же танковая группа «Африка»: танковый корпус «Африка» генерал-лейтенанта Крювеля (15-я танковая дивизия генерал-майора Нойманна-Зилкова, бывшая 5-я легкая, обернувшаяся 21-й танковой дивизией генерал-майора фон Равенштайна, сборная «по собственным сусекам» 90-я легкая дивизия генерал-майора Макса Зюммермана и итальянская 55-я пехотная дивизия «Савона» дивизионного генерала Фиделе де Джорджиса). Также фронт защищали итальянские части, подчиненные командующему в Ливии Бастико: ХХ моторизованный корпус корпусного генерала Карло Векьярелли (132 танковая дивизия «Арьете» дивизионного генерала Марио Балотты и 101-я моторизованная дивизия «Триест» дивизионного генерала Алессандро Пьяццони) и XXXI корпус корпусного генерала Энеа Наварини (17-я пехотная дивизия «Павия» бригадного генерала Антонио Франческини, 102-я моторизованная дивизия «Тренто» дивизионного генерала Джузеппе Де Стефаниса, 27-я пехотная дивизия «Брешия» бригадного генерала Бенвенуто Джоды и 25-я пехотная дивизия «Болонья» дивизионного генерала Алессандро Глории).
Все эти 119 000 человек, 414 танков и 342 самолета были сконцентрированы против Тобрука — для решающей атаки. Фронт в Эль-Соллуме, Ридотто-Капуццо и Бардии держали только 21-я танковая и дивизия «Савона». Именно в обход этой позиции должна была нанести удар британская 7-я бронетанковая дивизия, поддержанная южноафриканцами, а справа от нее XIII корпус с приданной ему 4-й бронетанковой бригадой (из состава 7-й бронетанковой дивизии) наступал на укрепленную линию войск Оси с фронта. И в первый день сработал эффект внезапности — британский «обходной отряд» не встречал сопротивления, выдвинувшись вперед и глубоко обойдя Соллумский фронт с его левого фланга. Однако уже 19 ноября дивизия «Арьете» у Бир-эль-Губи остановила продвижение 22-й бронетанковой бригады, нащелкав много вражеских танков. В то же время 7-я бронетанковая бригада захватила Сиди-Резег и важный аэродром возле него. 20 ноября 22-я бронетанковая бригада продолжала биться с «Арьете», а 7-я бронетанковая бригада отразила контратаку частей 90-й легкой и пехотной «Болонья» дивизий. 4-я бронетанковая бригада продолжала все эти дни рубиться с 21-й танковой дивизией.
Назревал позиционный тупик — наступление британцев было везде остановлено, тем паче что к 21-й танковой на подмогу подошла 15-я танковая дивизия. Тогда Каннингем приказал 22-й бронетанковой бригаде прекратить рубиться с «Арьете» и повернуть на восток, нанося удар, который помог бы 4-й бронетанковой бригаде супротив немцев. Итальянцев же у Бир-эль-Губи должны были сдержать южноафриканцы. Однако танкисты тупо не успели, подойдя на подмогу только к ночи, и 4-я бронетанковая бригада потеряла много танков в зарубе с двумя немецкими дивизиями. Впрочем, по итогам дня Роммель принял решение увести свои танки на северо-запад, чтобы резкой контратакой отбить Сиди-Резег. В это же время генерал-майор Скоуби отдал приказ 70-й дивизии на следующий день 21 ноября начать прорываться навстречу 8-й армии в направлении Сиди-Азейза и Бардии. Намечалась крупнейшая мясорубка...
(Продолжение следОВАет)