Можно много рассуждать о событиях Великой французской революции (1789-1794 гг.), но к окончательному мнению прийти сложно. Множество политических движений, неоднозначных личностей, их решения перевернули мировоззрения многих умов; способствовало развитию культуры, переустройству государства, армии, общества.
Нам знакомы сюжеты о корыстном Мирабо, грубом Дантоне, увертливым Бриссо, перебежчиком Дюморье и темной легенде Робеспьере. Множество монографий, статей внесли свой вклад в представлении нашими современниками о прошедшей эпохи. Однако до сих пор идут споры о событиях, людях и исторических процессах.
Несомненно, писатели обратились к революции и оживляли персонажей в Конвенте, Комитете общественного спасения, в траншеях под Тулоном, окрашивали в разные цвета пережитые года. Вели к гильотине, прятали в темницы Тампля и Люксембургской тюрьмы.
Мы обратимся к художественным произведениям, которые переносят нас в эпоху Великой французской революции.
Предупреждаю, литература подобрана из собственного списка прочитанных книг.
Приступим!
1. Александр Дюма. «Шевалье де Мезон-Руж»
История освобождения низложенной королевы Франции Марии-Антуанетты не нова, однако талант Александра Дюма вливает в него вымышленных героев, несет в себе романтический дух и уносит в страшное время Якобинского террора.
2. Марк Алданов «Девятое термидора».
Первая книга в серии Алданова «Мыслитель». Однако мы упомянем именно ее, поскольку она посвящена эпохе Якобинского террора (данный отрезок времени не раз использовалась в литературе, даже среди историков не утихают споры о бедствиях террора). Помимо политических прений нам показывают боевые действия, заключенных в Люксембургской тюрьме, агентурную работу роялистов. Кульминацией сюжета является переворот Девятого термидора. Мастерство писателя достигло пика, когда чувствуешь тяжелое дыхание республиканцев, свергающих Робеспьера, когда его сталкивают с трибуны и лишают свободы.
3. Чарльз Диккенс «Повесть о двух городах».
Чарльз Диккенс воплотил в романе дух революции через призму обычных людей, которые не стояли за трибунами ораторов, не брали в руки мушкеты и не дергали рычаг гильотины. Трагическая история о любви, самопожертвовании, мести и прощения вызвала отклик у читателей, что сделало роман бессмертным. Чего стоит начало романа:
"Это было самое прекрасное время, это было самое злосчастное время, — век мудрости, век безумия, дни веры, дни безверия, пора света, пора тьмы, весна надежд, стужа отчаяния, у нас было все впереди, у нас впереди ничего не было, мы то витали в небесах, то вдруг обрушивались в преисподнюю, — словом, время это было очень похоже на нынешнее, и самые горластые его представители уже и тогда требовали, чтобы о нем — будь то в хорошем или в дурном смысле — говорили не иначе, как в превосходной степени..."
4. Виктор Гюго «Девяносто третий год».
Один из немногих романов, затрагивающий гражданскую войну французов в Вандее. На фоне борьбы рождаются образы, символы Французской революции, сливаясь с густым лесом Вандеи, где скрывались мятежники. Главные герои на себе испытывают огонь войны, копоть политических речей и в их ушах звучит голос молодой Республики.
5. Рафаэль Сабатини. Диалогия «Скамаруш»/ «Возвращение Скамаруша»
Первый роман формировал в писателе романтическую ноту и трагичность сюжета о фехтовальщике Андре-Луи Моро. Интриги, любовная линия умело вплетены в историю Французской революции. В продолжении описывается знакомая история об освобождении Марии-Антуанетты, в лучших традициях Дюма и Диккенса.