Потихонечку перечитываю советскую детскую классику, почему-то сейчас периода около революции и гражданской войны. Очень интересно, какими глазами сейчас, будучи уже взрослой, я увижу этих героев, знакомых с детства.
Вот Борис Гориков, прототипом которого выступал сам Аркадий Гайдар, про которого с непременным восхищением говорили: в 16 лет он уже был красным командиром полка! Невероятного характера и мужества человек! Участвовал в отряде особого назначения в подавлении бунтов на Тамбовщине! Правда, в нашем детстве нам не рассказывали, что после такой героической юности Аркадия Гайдара исключили из партии, и из армии, отправив молодого человека с диагнозом "травматический невроз" на лечение. И практически всю свою жизнь Гайдар лечился в психиатрических клиниках...
Достаточно тяжело читать "Школу", зная о том, какое будущее ждало героя книги. Нет там революционных подвигов и сражений за светлое будущее — есть запутавшийся несовершеннолетний мальчишка, который волею случая оказывается на одной из воюющих сторон. Сам герой повести убеждает себя в том, что его вела сама судьба, чтобы он воевал за красных, но читателю — взрослому читателю — понятно, что это лишь цепь совпадений. И что сотни таких мальчишек убегали воевать — кто на стороне красных, кто белых, кто зеленых, и сколько из них так и не успели повзрослеть, сколько сложили голову на той короткой, но кровавой и страшной войне, точному счету не подлежит. Как не подлежит счету количество погибших от рук этих мальчишек...
Неожиданно тяжелое чтение оказалось. Теперь нужно чем-то повеселее перебить горькое послевкусие.