«К совершенству ведет порядок». (Иоганн Вольфганг фон Гёте)
Разобравшись со значением и отличиями таких терминов, как: род, нация, народ, государство, я стал лучше понимать причины и обстоятельства многих исторических и социальных явлений, поэтому делюсь размышлениями.
I. Словарь терминов
Раса - условное внутривидовое подразделение, образовавшееся в результате заселения человеком современного вида разных географических зон земного шара.
Расизм - совокупность антинаучных концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас.
Род (клан)– группа людей, осознающих себя потомками общего предка.
Племя – социальная общность, объединённая кровнородственными связами, имеющая племенные территории, и объединённая такими процессами, как взаимопомощь, охота и т.д. Включает в себя один или несколько родов. Отмирает с выделением знати и приходом к феодализму.
Народность – исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся единством языка, территории, обычаев и культуры. Возникает в результате объединения родов и/или племён.
Нация - общность людей, имеющих совместный язык, территорию, экономику, психологию (культуру). Нация возникает как новое социально-историческое явление в период преодоления феодальной раздробленности общества и укрепления политической централизации на основе экономических связей. Одним из первых случаев упоминания понятия «нация» считается Великая Французская революция, тогда возникла необходимость сформировать некую общность взамен утраченного «подданства французской короны». Таким образом нации стали появляться только в XVII XVIII веках.
Национализм - идеология и направление политики, основополагающим принципом которой является тезис о ценности нации, как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе. Для национализма характерны идеи национального превосходства и национальной исключительности, а также непризнание классовой теории.
Население – совокупность людей, живущих в пределах какой-либо территории.
Народ – двузначный термин. В широком смысле - синоним термина «население страны». В узком смысле - социальная общность, способная участвовать в решении задач прогрессивного развития общества, не включающая в себя социальные группы, занимающиеся антинародной деятельностью.
Этноязыковая общность – группа народов, объединённая близостью языков и общностью происхождения (славяне, арабы, германцы, тюрки и т.д.)
Страна - территория, имеющая собственное государственное управление или управляемая другим государством.
Государство - основное орудие политической власти. Характеризуется наличием на определённой территории особой системы органов и учреждений (государственный механизм), обязательных правил поведения, устанавливаемых или санкционируемых государством (право), которым подчиняется население страны.
II. Умозаключения
1) Раса и род, являются схожими понятиями, они оба восходят к общему предку, однако расы восходят к общим предкам всех рас, в то время как рода определяют индивидуального предка для каждого рода.
2) Для первобытнообщинного строя термины «народ» и «население» являлись синонимами. Потом появились рабы, они в силу своего правового статуса были не способны участвовать в решении задач развития общества, таким образом оказались вне понятия «народ» продолжая находиться в понятии «население». После рабов появились феодалы, князья, короли и т.д., которые так же в силу своего статуса не причисли себя к народу. В настоящее время народу противопоставляются те, кто:
- не имеет таких прав, как рядовой житель страны, как например мигранты, туристы. Заключённые тоже подходят под эту категорию, но о них подобным образом не говорят.
- имеет прав больше, чем рядовой житель страны, такие как высокопоставленные чиновники и так называемые элиты
3) Рода объединялись в племена, но на определённом этапе истории племена распались, рода стали играть менее значимую роль в жизни общества и люди стали объединяться по территориальному признаку и по признаку подданства. Тогда же стали возникать народности, объединяющие людей по признакам языка, территории и культуры.
4) Усиление торговли, объединение рынков и отмирание феодального строя повлекли замещение преобладания натурального хозяйства (что сам создал, то сам и потребил) преобладанием товарного производства (что заработал, то и потратил), что потребовало учитывать при определении общности людей ещё и экономический фактор, так из народностей появились нации. Понятие «народ» существовало и раньше, но в Новое время оно объединило нации внутри государств.
5) В связи с тем, что многие нации не имеют принадлежащей им одним страны, но имеют территорию проживания (Шотландцы, Индейцы, Мордва), ошибочным является толкование нации, через такие понятия, как «страна», «государство». В связи с тем, что нации формируются в силу экономических факторов, объединяя людей на общей территории общностью языка и культуры, ошибочным так же является толкование нации, через такие термины, как «раса». Из всего этого следует удивительный вывод: представитель любой расы, воспитанный представителями любой нации и продолжающий жить на территории проживания этой нации становится её представителем.
6) Чем выше уровень демократии в стране, тем меньше поводов для национальных конфликтов. В область национальных конфликтов часто «сбрасываются» такие негативные темы, как «мигранты, захватывающие рынок труда», «вседозволенность региональных VIPов» и конечно «борьба государств за территории». Разберём эти ситуации по порядку.
- мигранты захватывают рынки труда не из желания заморить голодом местных рабочих, а в силу того, что это выгодно всем, кроме тех, кто теряет работу. Это выгодно руководству страны из которой выезжает мигрант, потому что нет необходимости создавать в стране новые рабочие места, чтобы сдержать недовольство брошенного на произвол судьбы населения, бонусом их экономики получают денежные средства, которые иммигрировавшие граждане отправляют обратно на родину. Это выгодно работодателю потому что мигранту нужно меньше платить, а значит можно больше оставлять себе и бизнесу. Конкуренция вынудит тех работодателей, которые хотят работать только с соотечественниками пересмотреть свои взгляды. Это выгодно руководству страны, в которую прибывают мигранты, ведь какими бы они не были большими националистами, снижение оплаты труда рабочих ведёт к развитию производства и увеличению налогов, бонусом является то, что недовольные рабочие принимающей стороны загораются идеей национальной борьбы.
- вседозволенность – прерогатива не целых наций в регионах, а только тех частей этих наций, которые обличены богатством и властью. Разве не глупо недолюбливать целую нацию только за то, что государство допускает появление особых прав и возможностей у некоторых её представителей?
- борьба за территории. Человек ходил захватывать новую территорию для себя только в феодальные времена, сейчас его приводят на чужую землю именно под националистическими лозунгами, потому что лично ему эта земля не нужна, а нации в лице национальных лидеров может быть очень даже нужна. Если жертвы несёт народ, а преференции получают власть предержащие, не сложно догадаться для кого эти жертвы оправданны.
Даже если подавляющее большинство людей внутри нации осознаёт необоснованность вражды с другой нацией, при этом сверху есть выгода, а снизу есть повод - всегда найдутся разжигатели такой вражды. Лишь принцип демократии, а именно участия народа в принятии решений при условии достаточной грамотности и информированности, и прозрачности способен сдерживать национальное противостояние. То есть национальные конфликты – следствие тоталитаризма.
7) Распознавание свой-чужой появилось у людей тогда, когда они ещё даже не были людьми. Обезьяны и обезьяноподобные люди жили в замкнутых племенах и, встретив представителя другого племени, по понятным причинам, не доверяли ему, воспринимали как чужого. В связи с тем, что рода восходили к разным предкам – представители этих родов не редко визуально отличались друг от друга, что позволяло человеку настраивать свою систему распознавания на внешние особенности анализируемого чужака и чем более непохожих на себя людей они встречали, тем больше удостоверялись в их чуждости. Таким образом самыми страшными врагами оказывались представители других рас, а менее страшными – те, у кого просто другая форма носа или другой оттенок кожи. Но время шло, племена пропадали, рода ослабевали, смешивались и внешние отличия людей перестали играть существенную роль, остались на уровне атавизмов, расизм стал чем-то вроде аппендикса. Важным стало то «чих ты будешь» (как говорил герой из КФ «Иван Васильевич меняет профессию»), то есть руководящую роль в определении своих и чужих стало играть подданство. Но на этом история не закончилась, на мировую арену вышел крупный рынок и породил нации… Года 3 назад Путин и Трамп заявили, что они националисты и в данном случае я им верю, для них это нормально, если не касаться неудобной темы о том, что в народах их стран не одна нация. Быть националистами - это в их экономических интересах, притеснение одних наций для развития элиты других наций – это выгодно для высокопоставленных чиновников, потому что они принадлежат к тем самым элитам. Но рядовые националисты ошибаются предполагая, что нацию можно определись посредствам штангенциркуля и колориметра, ошибаются предполагая, что национальные интересы связаны с родством и не связаны с капиталом. Национализм — это производная расизма, ведомая финансовыми потоками.
8) На просторах интернета, в том числе в Википедии, часто встречается приравнивание народа к нации. Это утверждение ошибочно в связи с тем, что один народ может состоять как из одной нации (национальное государство), так и из нескольких (многонациональное государство), кроме того, одна нация может входить в состав разных народов (зачастую это впоследствии приводит к её разделению на 2 нации). Приравнивание народа к нации ошибочно в силу двух противоречий.
1.В одном государстве может быть только один народ, а наций может быть много, например, Конституция РФ начинается со слов «Мы, многонациональный народ Российской Федерации». Если допустить что нация – синоним народа, то эту же фразу можно прочитать как «нация русских состоит из разных наций» и «народ России состоит из разных народов», что полностью размывает и обесценивает термины нации и народа. Так народ характеризуется исходя из понятия государства, а нация – исходя из понятий языка, территории, экономики и психологии, при смешивании этих исходных параметров мы теряем либо одно значение, либо другое, либо оба.
2.Понятие и значение термина «народ» возникло задолго до понятия и значения термина «нация», народы не имели таких экономических связей как нации, разные части народа, например, рода могли иметь разную культуру и даже разные языки.
9) Заявления о том, что русские и украинцы – один народ в одних случаях справедливы, в других – нет. Русские и украинцы были и остаются представителями разных наций (теперь уже по всем четырём признакам), однако те русские, которые родились с украинцами в одной стране СССР или на/в Украине считают Родиной именно эту страну и совершенно справедливо заявляют: «мы один многонациональный народ». Но со временем становится всё больше тех, русских, кто не родился с украинцами в одной стране и наоборот, или, тех, кто СССР своей родиной не считает, в таком случае понятны и их заявления о том, что народы разные.
10) Именно с отсылкой на узкое значение слова «народ», а именно на способность участвовать в решении задач прогрессивного развития общества, периодически озвучиваются противопоставления народа и населения. Например: «народа уже нет, осталось население».
11) Государственная структура, которую придумал Ленин, и которая по мнению гаранта Конституции заложила «мину под российскую государственность» продиктована правами народов на самоопределение, которое давало в том числе право на отделение, когда фактически исполнялось право на присоединение, как право на развод у новобрачных появляется, только после брака. Большинство из этих территорий к моменту прихода к власти Большевиков были отделены от страны и их нужно было возвращать путём переговоров и выявления взаимных интересов. Так Украинская Республика объединилась с Россией, войдя в состав СССР лишь в 1922 уже после окончания гражданской войны. Если миной считать слово «Республика», то посмотрите в каком статусе в 2014 г. вошёл в состав России Крым. Что касается развития культуры, образования и науки на национальных языках – это являлось примером объединения равноправных наций внутри народа, в противовес Российской Империи, в которой незнание русского языка являлось дополнительным ограничением в образовании, политике и науке.
12) Славяне – это не нация и не народ. Однако любопытно то, что это не группа наций, а именно группа народов, то есть весь многонациональный народ России при таком значении слов – славяне.
13) «Я так люблю свою страну и ненавижу государство» — это не оксюморон.
14) Подразделять людей на расы, нации и народы – это нормально. Любить расу, нацию и народ – тоже нормально. А вот возвышаться за счёт мнимого неравенства и испытывать чувство превосходства, богоизбранность и т.п. из-за принадлежности к расе, нации или народу – деструктивное отклонение. Именно из-за смешения понятий подразделения и неравенства в Америке возникают некоторые странные для понимания россиян вещи. Например, слово «негр» в качестве оскорбления. Всё дело в том, что в Америке это слово и раньше было оскорбительным и кроме расового подтекста, несло и расистский подтекст. Похожая ситуация и с фразой «Black lives matter» (Жизни темнокожих имеют значение), которую россияне воспринимают вне контекста и естественно считают более оправданной фразу о том, что все жизни важны. Однако сторонники движения BLM видят расизм во фразе о важности всех жизней именно в её неполноценной реализации и воспринимают с условной припиской, «но некоторые жизни важнее», именно поэтому акцентируют внимание на жизни чернокожих. Этим они поддерживают логическое противоречие, воспринимая фразу «все жизни важны» исключительно в значении её расистского подтекста, возникающего только в контексте условий, в которые они попали. Такое рассуждение размывает разницу между подразделением и неравенством.
***
Если понравилась статья - подписывайтесь на канал.