Вы когда-нибудь задумывались, почему люди любят есть и получают от этого удовольствие? Пища как и кислород является главным ресурсом поддержания жизни, но мы не любим воздух так, как пищу, и не жаждем его. Более того, о кислороде мы даже не задумываемся.
Ценность пищи заключается не только в ее необходимости, но и в том, что на протяжении почти всей человеческой истории ее было трудно добывать. Сегодня мы идем в магазин или заказываем доставку, но миллионы лет назад мы были вынуждены добывать пропитание в природе. Не всегда добыча покрывала потребности племени, а иногда охотники возвращались с пустыми руками. Воздуха же у нас сколько угодно, и он есть везде. Эти обстоятельства сформировали у нас основу для эмоциональных желаний. Мы хотим то, что для нас важно и чего нам не хватает. Иными словами, запретный плод сладок.
Нами движет потребность, сформированная в результате эволюции. В далеком прошлом, люди мотивированные к поискам пищи эмоциональным желанием, имели преимущество над остальными. У таких особей повышались шансы выжить и передать свою любовь к еде потомству. От поколения к поколению эта тенденция усиливалась.
В основном, наши вкусовые предпочтения составляют продукты богатые сахарами, жирами и солью, поскольку в прошлом именно эти элементы были важны для выживания. Длительные ежедневные переходы по пересеченной местности требовали сахара и жиров для удовлетворения потребностей тела и мозга. Вес мозга составляет всего 2% от массы тела, но потребляет 20% энергии, расходуемой организмом. Для поддержания работы такой развитой нервной системы необходима глюкоза, одна из разновидностей сахара.
Входящий в состав соли натрий всегда был важным элементом в поддержании здоровья нервных и мышечных клеток, но в эпоху плейстоцена наблюдался его недостаток. Ливни вымывали соль из почвы, и она попадала в океан. Растения не могут извлекать соль из почвы, человек приспособился и стал питаться животными. Так нам передалась любовь к мясу и соли от наших предков, охотников и собирателей.
С тех пор сменились тысячи поколений, а мы по-прежнему любим сладкую, соленую и жирную пищу, хотя она больше не является дефицитом. Мы все еще до такой степени связаны с образом мыслей охотников и собирателей, что разделяем их вкусовые предпочтения, даже если любовь к нездоровой еде сулит неприятности. Сейчас адаптивная функция организма «играет» против нас, а наши инстинкты сильнее разума.
Автор руководствовался
материалами Дугласа ван Праета