Часто приходится слышать, что новогодние книжки – дело сезонное, а потому неблагодарное. Но книгу Елены Нестериной «Самый первый Дед Мороз» нельзя назвать сезонной. Все-сезонная она. И вне-временная.
Сборник сказок маркируется 6+, но я считаю, что книга необходима в первую очередь взрослым. Каждая из сказок стилистически выверена, слова подобраны и расставлены органично, чётко и естественно. Темы и исторические периоды сменяются, как в калейдоскопе. Рекомендую сказки дозировать. Читать одну и приходить в себя. Читать следующую – снова волноваться, снова успокаиваться.
По мере прочтения, мне без конца мерещились великие. О. Генри в пассажах с поблёскивающей надеждой, Э. Гофман в кукольных превращениях и оживаниях. Уровень топовых сказочников взят не только сюжетом, но и стилистикой. Даже бытовые истории выходят у автора волшебными. Благодаря высокому, гордому языку.
Минимум две истории из сборника заставили меня плакать. Одна – «Самый первый Дед Мороз». Про молодого проверщика, который перевоплотился из чиновника в волшебника. Вторая – «Вайнахтсман и киндеры». Блестящая работа про репетицию рождественского спектакля в захваченной нацистами деревне. А! «На ёлке у Бога» – тоже слёзы. Итог: три из семи историй закончились слезами. Это не связано с особой моей чувствительностью. Я человек сухой и циничный. Просто сильные сказки пробивают все подряд души: и мягкие, и стальные.
Дети-сироты, чей дедушка замёрз на их же глазах. Председатель колхоза Агния Леонидовна, повешенная на площади. Детали: малыш убегает от немцев в лес, одной рукой сжимая ёлочную игрушку в виде пограничника с собакой, второй - коробок спичек.
Размышления ребёнка, такие точные и печальные. «Мама бежала бороться за деньги», – думает Митя ("На ёлке у Бога"), когда их с мамой утренняя рутина рушится из-за срочного звонка по работе. «Так, – думаю я, – отключить телефон, схватить сына, прижать к себе и обниматься, долго-долго. Нет звонкам по работе!»
И у вас, сухарей, всё защемит, и в груди заболит - от этой, в меньшей степени новогодней, в гораздо большей степени – жизненной, сильной и точной книги Елены Нестериной.
Мари Москва, литературный критик
#союздетлит #критика #поддержкаавторов #детскийписатель #детскаялитература