1️⃣ Расставить приоритеты. Там, где тонко, там и рвётся, но как только это место укрепили, перестаём прикладывать дополнительные усилия. Если плохо идёт чтение, то трудности в результате будут по всем предметам. Если у ребенка дислексия, то процесс обучения в школе в целом становится очень трудным, потому что на всех предметах ребенок должен уметь читать. Количество ошибок возрастает, навык нельзя не автоматизировать. В начальной школе главное научиться «читать, считать и писать» - это главные навыки.
2️⃣ Распорядок дня, в котором есть время на любимое занятие и прогулку. Живём мы сегодня и сейчас, в конце концов все вырастут и смогут доучить во взрослой жизни то, в чём будет острая необходимость, а вот погулять и поиграть, как в детстве и в школьную пору, уже не смогут никогда. Это же касается и сна. Детям необходимо высыпаться. Это правило и для еды. Ребёнок не должен идти голодным в школу – только полноценный завтрак, в который входят медленные углеводы. Даже соблюдение режима – решение многих проблем и опора, которая позволяет не рухнуть. Когда режим дня изо дня и буквально по минутам, то организм быстро привыкает. Образуется привычка.
3️⃣ Руководствоваться потребностями ребёнка, а не действовать вопреки им. Дети, например, любят пошуметь. Разрешите им это делать, но не бессмысленно, а мотивированно – проговаривая вслух необходимые для написания правила. Так задействованы все виды речи (регулирующая, анализирующая, планирующая).
4️⃣ Разобраться со стрессом. Чем его больше, тем выше уровень кортизола, который формирует патологические процессы в мозге. Нарушаются функции, необходимые в обучении, в мотивации на учебу, которая в стрессе снижается. Первая нагрузка на лобные доли: рассеивается внимание, снижается скорость при принятии верных решений, нарушен контроль сдерживания эмоций. У детей начинает проявляться лень, снижается уровень самостоятельности, ответственности и дисциплины, появляется раздражение и тревога. Переутомление – это следствие стресса и нагрузок, которое сопровождается потерей аппетита, плаксивостью, снижением успеваемости, раздражительностью, нарушением сна. Учитываем и начинаем щадить детей, заранее готовим к стрессовым ситуациям.
5️⃣ Родители прежде всего должны встать на сторону ребёнка, быть его адвокатом. Почему мнение чужого человека становится для родителей решающим? Почему безоговорочно верить тому, что ребёнок лентяй, говорит неправду (часто слышу такие учительские формулировки «он может, но не хочет»).