Найти тему

Загадки Тосканы

Один из досадных «сюрпризов», которые принесла с собой «пандемия коронавируса», — невозможность свободного перемещения и привычных путешествий. Что ж, многим остается лишь «путешествовать» по интернету или по книгам…

Сегодня, после мрачной и величественной Шотландии, предлагаю вам, читатели, путешествие в теплую страну! Двинемся на юг — в солнечную, винную Италию. Италия, конечно, очень разная. И в одной статье не то что описать, но даже обозначить не получится знаковые моменты итальянского исторического и культурного наследия. Поэтому три-четыре публикации я хочу посвятить Тоскане — райскому уголку, в котором прекрасно все: старинные городки, виноградные холмы, горные массивы, морское побережье, реки и озера, гастрономические изыски и древние развалины этрусков.

Пейзажи Тосканы
Пейзажи Тосканы
По дорогам Тосканы. Вид на аббатство Sant' Antimo
По дорогам Тосканы. Вид на аббатство Sant' Antimo

Представьте себе, что вы первый раз приезжаете в Италию. Какие места, города, музеи вам хочется посетить? Рим? Венецию? Флоренцию? Конечно… Но мало кто из путешественников добирается до небольших городков, в которых находятся уникальные памятники культурного наследия — некрополи этрусков Монтероцци (в Тарквинии), Бандитача (в Черветери) и другие, поменьше, но не менее значительные, разбросанные по всей древней стране Этрурии, основные земли которой находились в то время на территории современной итальянской Тосканы. И все это богатство можно увидеть в нескольких десятках километров от Рима. Здесь начинаются «владения» этрусков! Ведь именно из некрополей, которые были подобны городам и строились на века, мы узнаем о жизни этрусков.

Некрополь Читта дель Туффо. Археологический парк "Citta del Tufo" включает в себя этрусские некрополи III-II веков до н. э., находится неделеко от средневекового городка Сованы.
Некрополь Читта дель Туффо. Археологический парк "Citta del Tufo" включает в себя этрусские некрополи III-II веков до н. э., находится неделеко от средневекового городка Сованы.
Читта дель Туфо. Le Vie — "улица в скале"
Читта дель Туфо. Le Vie — "улица в скале"

Первое мое знакомство с этим загадочным народом произошло в Риме, в национальном музее этрусского искусства — Вилла Джулия. Выйдя из музея, я отправилась в центр Рима пешком. Не было желания заходить в общественный транспорт, хотелось побыть одной и осмыслить увиденное. И так, минут за тридцать, пока я шла, сформировалась идея новой книги и даже родились начальные диалоги. (Удивительно… Процесс творчества подчас труднообъясним.) Я тут же пересказала завязку романа подруге, которая ожидала меня на Пьяцца-Сан-Лоренцо-ин-Лучина.

Но прошел еще год, прежде чем я начала работать над романом. Не хватало знаний, вернее, ощущений, переживаний, азарта. А для этого надо было посетить Тоскану, увидеть города-некрополи, росписи гробниц, прочувствовать эту землю (собственно, все мои книги рождаются именно так — сначала увидеть, почувствовать, потом осмыслить и, наконец, воплотить в тексте…). И вместе с подругой мы отправились в десятидневное путешествие на машине по дивной итальянской провинции. (Сейчас признаюсь, что десяти дней было мало, чтобы увидеть и древнюю, и современную Тоскану, но достаточно, чтобы ощутить красоту этих мест, наполниться впечатлениями и начать работу над книгой.) Через шесть месяцев роман был готов.

Читта дель Туфо. Недалеко от этого места развивается действие в моем романе.
Читта дель Туфо. Недалеко от этого места развивается действие в моем романе.

Однако вернемся в Тоскану. Думаю, сначала поговорим о древней стране (в одну статью не уложусь!), потом о Средневековье и закончим современной Италией.

У входа в некрополь Монтероци (рядом с Тарквинией).
У входа в некрополь Монтероци (рядом с Тарквинией).

Этруски оставили нам в наследство не города — над землей, а некрополи — подземные города.

Основной источник сведений о цивилизации этрусков — их захоронения. И почти все, что ученые знают о них, почерпнуто из гробниц. Свою процветающую страну или, вернее, конфедерацию, состоящую из двенадцати городов-государств, расположенных в центральной части западного побережья современной Тосканы и Лацио, объединенных в религиозный и политический союз, этруски называли Этрурией.

Древние греки знали этрусков под именем тирренов, а часть Средиземного моря между Апеннинским полуостровом и островами Сицилия, Сардиния и Корсика именовалась Тирренским морем (так же море называется и сейчас), поскольку на протяжении нескольких столетий здесь господствовали этрусские мореплаватели. Римляне называли этрусков тусками (отсюда, вероятно, современное называние Тосканы) или этрусками. Сами же этруски называли себя расна или расенна.

Археологический музей в Тарквинии. Надгробье IV-III век до нашей эры
Археологический музей в Тарквинии. Надгробье IV-III век до нашей эры
Горельеф "Крылатые кони Тарквинии" — это фрагмент колоннады, которая поддерживала фронтон самого важного храма древнего этрусского города Тарквинии. Выставлены в Национальном музее Тарквинии.
Горельеф "Крылатые кони Тарквинии" — это фрагмент колоннады, которая поддерживала фронтон самого важного храма древнего этрусского города Тарквинии. Выставлены в Национальном музее Тарквинии.
Описание горельефа в музее.
Описание горельефа в музее.
Черветери ( совсем недалеко от Рима, провинция Лацио).  Могильные курганы.
Черветери ( совсем недалеко от Рима, провинция Лацио). Могильные курганы.

Этруски верили в жизнь после смерти: гробницы, часто сгруппированные в большом некрополе, задумывались ими как новые дома для мертвых — с обычными предметами, одеждой, драгоценностями, едой, напитками, мебелью и украшениями, которые отличались в соответствии с социальным рангом умершего и его семьи…

Похоронные обряды этрусков включали и кремацию тел, и погребение в земле. Очевидно, по представлениям этрусков, душа и тело не были связаны тесными узами, и сожжение тела освобождало душу. Пепел сожжённых сыпали в урны, напоминающие формой дома или тело человека.

На территории Тосканы и Лацио есть множество некрополей этрусков — больших «городов» и небольших «поселков», встречаются и одиночные захоронения. Причем некрополи различны. Если в Черветери преобладают могильные курганы, то в Монтероцци (Тарквиния) в основном, гробницы-колодцы, покрытые фресками.

Гробница охоты и рыбной ловли» (Tomba della Caccia e della Pesca) - одна из самых известных и изученных; Гробница состоит из двух комнат: в первой находится изображения дионисийских плясок, а вторая украшена сценами охоты и рыбной ловли, а также портретами владельцев гробницы.
Гробница охоты и рыбной ловли» (Tomba della Caccia e della Pesca) - одна из самых известных и изученных; Гробница состоит из двух комнат: в первой находится изображения дионисийских плясок, а вторая украшена сценами охоты и рыбной ловли, а также портретами владельцев гробницы.
У каждой гробницы есть описание на итальянском и английском языках.
У каждой гробницы есть описание на итальянском и английском языках.

Найти неразграбленные захоронения этрусков — само по себе уже сенсация. И любая подобная находка вызывает интерес археологов всего мира, потому что именно содержимое гробниц дает информацию о жизни, традициях и искусстве этрусков. Недавно археологи из Туринского университета во время раскопок в провинции Лацио обнаружили гробницу этрусского правителя — погребальное сооружение с двумя саркофагами, возраст которого относят к VII веку до нашей эры. Эта усыпальница была найдена в знаменитом этрусском некрополе, который вмещал в себя несколько тысяч гробниц.

В Тарквинии несколько лет назад обнаружили захоронение принцессы этрусков (так археологи нарекли останки), датируемое также VII веком до нашей эры с фресками и предметами, которые сопровождали в загробную жизнь загадочную этрусскую женщину.

А вот одиночные гробницы можно найти или случайно, или при раскопках, производимых археологами-любителями.

Этрусские погребальные фрески и картины на терракоте — источник изучения развития живописи в Италии на протяжении нескольких веков. Наиболее богатые этрусские гробницы представляют собой настоящие картинные галереи. Можно сказать, что римская живопись и скульптура II века до нашей эры - I века нашей эры выросла на богатой художественной традиции этрусков.

Вольтерра. Этрусский музей. С Вольтерры (провинция Пизы) началось наше путешествие по Тоскане (мы ехали со стороны Франции).
Вольтерра. Этрусский музей. С Вольтерры (провинция Пизы) началось наше путешествие по Тоскане (мы ехали со стороны Франции).
Вольтерра. Погребальная урна. Обратите внимания на лица. И как переданы складки на одежде. А ведь это IV-III век до нашей эры.
Вольтерра. Погребальная урна. Обратите внимания на лица. И как переданы складки на одежде. А ведь это IV-III век до нашей эры.

Хочу отметить также, что в Италии число археологических музеев вдвое больше, чем во Франции или Испании (хотя эти страны, как вы понимаете, насыщены музеями основательно). Если вы предпримите путешествие в Италию, советую посетить некрополи этрусков. А если все же не удастся съездить в «этрусские города», обязательно посетите археологические музеи. Множество открытий и восхищение вам гарантированы!

Моя книга, в которой действие происходит в Тоскане. Это детектив, в котором главному герою, антропологу из Москвы, придётся разгадывать не только древние, но и современные загадки.
Моя книга, в которой действие происходит в Тоскане. Это детектив, в котором главному герою, антропологу из Москвы, придётся разгадывать не только древние, но и современные загадки.

Многие описания этой статьи я почерпнула из своей же книги «Тосканский фьюжн».

Ссылка на роман в ЛитРесе:

https://www.litres.ru/elena-vasilevna-leneva/toskanskiy-fuzhn/

О чем мой роман? О загадочных этрусках, некрополях и гробницах, лесах и озерах, о средневековой архитектуре, вине, оливках и вкусностях — да, в Тоскане прекрасно все. Но и в этих дивных местах бушуют страсти и случаются убийства.

Откуда пришел этот загадочный народ? Рассмотрим несколько версий в следующей статье.

Продолжение следует.

Благодарю всех читателей. Подписывайтесь на канал.