Добрый день, уважаемый читатель!
Ты, наверное, заметил, что мой канал от сказок, плавно перешёл на какую- то мистику. Просто подходящих народных сказок мне как-то больше не представилось прочитать. Поэтому рассказываю то, что ещё вызвало у меня интерес.
В заголовке стоит вопрос. Читатель, а ты знаешь на него ответ? Вроде всё элементарно, но, сколько видов этих чертей! Дьявол, Сатана, Люцифер, бес. Порой, читая былички или вспоминая детские страшилки от бабушек, думаешь, почему столько названий этого нечистого.
Вот что написано в книге «Мифы русского народа» о чёрте. Чёрт – самый загадочный среди всех мифологических персонажей. Как ни странно черт в народных поверьях – это самостоятельный персонаж, не имеющий ничего общего с дьяволом или Сатаной – образами, пришедшими вместе с христианством. Дьявол, оказывается, чаще участвует в немногочисленных апокрифических легендах о сотворении мира и природы. Зато чёрт – персонаж собственно славянский, но потом изменившийся под влиянием христианских представлений о бесе.
Бесами в древнерусской литературе назывались злые духи, демоны и прежде всего – языческие боги, идолы. Обычно с бесами связаны сюжеты об искушении.
Черта в народной культуре представляют по-разному. Чаще всего - это человек с хвостом и конскими копытами или куриными лапами, которые он старательно прячет [2]. Куринные лапы, что-то цепляет в мозгу японская Момо, помните? Страшная тётка с куриными лапами. То есть - это тоже вид чёрта, осталось рожки добавить.
На голове чёрта всегда красуется шляпа, чтобы скрыть от посторонних глаз рожки. Кроме того чёрт может перевоплощаться в любого человека, но наиболее любим у чёрта солдатский мундир[2]. Думаю с солдатом это отсылка к истории.
Ведь кем раньше были отставные солдаты, особенно когда государства были маленькими? Могло вполне оказаться, что такой солдат не побрезгует, имея военный опыт, грабануть одинокого путника или взять понравившуюся женщину силой. Думаю, по этой причине служивых сроднили с чёртом. Помимо облика людей чёрт может превращаться в любое животное, либо предмет. Одно из любимых воплощений чёрта - вихрь. В виде вихрей черти летают, танцуют, женятся[2]. В нашей семье, когда начинался сильный буран на улице, отец всегда говорил: «Черти женятся в такую погоду».
Чем же отличается чёрт от других восточно-славянских мифологических персонажей? Во-первых, он всегда делает только зло, он принципиально не способен помочь человеку. Например, леший может завести человека в чащу, а может помочь набрать ягод и показать дорогу домой. У чёрта же одна задача – как можно быстрее сгубить человека, довести его до смерти и завладеть его душой. Чтобы достичь этой главной цели, он способен на любую хитрость, на любой обман и притворство. Чёрт – олицетворение абсолютного зла.
Но есть такой контингент людей, которым на первый взгляд черти помогают. Черти сплошь и рядом принимают пьяных под своё покровительство и оказывают им разнообразные услуги. В самом деле: чёрт злая сила, представитель злого начала, и вдруг выручает пьяного там, где трезвый бы убился. Но противоречия здесь нет: каждый пьяный есть, прежде всего, слуга чёрта, – своей греховной страстью к вину он «тешит нечистого», и потому чёрт бережет пьяниц.
Чёрт любит, говорят пьяных по той причине, что таких людей легче наталкивать на всякий грех: подсказывать срамные слова (маты, шутки ниже пояса) очень часто хлёсткие и остроумные; затевать драку и разные проступки. И отговорка верная всегда есть: «чёрт попутал»[1].
По поверьям с чертями чаще других общаются ведьмы и колдуны. Часто этим лицам черти служат по договору, в заклад душ временных хозяев. Чёрт может жить у ведьмы (колдуна) под видом работника[2].
Про чертей существует много быличек и сказок. Чтобы рассказать даже часть из них, не хватит даже несколько тем. После появления христианства чёрта можно отогнать атрибутами церкви, молитвой или обратившись напрямую простыми словами к Богу. Как спасались от чертей язычники, теперь мы уже не узнаем.
Успехов вам во всём и не слушайте современных чертей-мошенников. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке! До новых встреч!
Статья подготовлена по материалам книг: 1.«Предания русского народа» И. Н. Кузнецов; 2. «Мифы русского народа» Е. Левкиевская.