Найти тему
Авторские Афоризмы

Экономист предсказавший развал СССР (Фридрих Август фон Хайек)

Фридрих фон Хайек считал, что главная беда социалистов в том, что они обещают народу всегда больше, чем реально могут дать, поскольку в этом случае все знания, нужные, чтобы управлять их обществом, в итоге собирает и обрабатывает единоличная власть. Они не понимают или, скорее, не хотят понять, что современное общество в своей основе существует на применении рассеянного знания, которым никакая центральная командная структура и тем более один человек, кем бы он ни был – дуче, фюрером, каудильо, Пол Потом, «Беби Доком» или генеральным секретарем, обработать и использовать не сможет чисто физически. Однако социалистические доктрины приобрели большую популярность после окончания Первой мировой войны, в годы которой всем воюющим странам пришлось создавать централизованную военную экономику на принципах административного планирования. И в этих критических условиях это у них получилось. Но когда война закончилась, они этим же способом захотели решить и проблемы управления экономикой и в условиях наступившего мирного времени.

Фридрих Август фон Хайек
Фридрих Август фон Хайек
  • Коммунисты и фашисты чаще вступали в столкновение друг с другом, т.к. боролись за людей с определённым типом сознания и ненавидели друг друга так, как ненавидят еретиков.
  • Когда индивиды начинают трудиться сообща для достижения объединившей их цели, то институты и организации, которые создаются ими по ходу дела, например государство, получают свою собственную систему целей и средств.
  • Правление однородного догматического большинства может сделать демократию более невыносимой, чем худшая из диктатур.
  • Формальное равенство перед законом несовместимо с любыми действиями правительства, нацеленными на обеспечение материального равенства различных людей, и всякий политический курс, основанный на идеи справедливого распределения, однозначно ведёт к разрушению правозаконности.
  • Чтобы справиться с таким грандиозным делом, как планирование человеческой жизни, власти должны свести всё многообразие способностей и склонностей к нескольким простым категориям, обеспечивающим взаимозаменяемость кадров, что приведёт к тому, что конкретный человек более, чем когда-либо, будет выступать как средство, используемое властями по своему усмотрению.
  • При попытке спланировать жизнь общества, оправдать и выбрать тот или иной конкретный план может не рациональное убеждение, но только слепая вера.
  • Дело не только в том, что само стремление организовать жизнь общества по единому плану продиктовано во многом жаждой власти. Более существенно, что для достижения своих целей коллективистам нужна власть, притом в невиданных масштабах.
  • Там, где существует одна общая высшая цель, не остаётся места ни для каких этических норм или правил.
  • Для успешной работы тоталитарной машины одного принуждения недостаточно. Нужно чтобы люди приняли общие цели как свои собственные.
  • Субъективное ощущение гнёта не является в тоталитарных странах таким острым, как воображают многие люди, живущие в условиях либерализма, только потому, что здесь удаётся заставить граждан думать так, как это угодно властям.
  • Стремление к равенству путём управления экономикой может привести только к социально санкционированному неравенству, т.е. принудительному определению статуса каждого индивида.
  • Самый простой и эффективный приём заставить людей принять новые мифы, поклоняться новым богам в уверенности, что новый культ отвечает их чаяниям - это использовать старые слова в новых значениях. И это всегда является одной из характерных особенностей интеллектуального климата тоталитаризма, сбивающего с толку внешних наблюдателей.
  • Положение, согласно которому история подчиняется научным законам, особенно рьяно поддерживают сторонники деспотизма. И это вполне естественно, поскольку такой взгляд позволяет исключить две вещи, им особенно ненавистные, - свободу человека и значение личности в истории.
  • Единственной альтернативой подчинению безличным и на первый взгляд иррациональным законам рынка является подчинение столь же не контролируемой воле каких-то людей, то есть их произволу. И те, кто способствует отказу от первого пути, толкает нас на второй.
  • Наступление коллективизма разрушает именно те традиции, которые повлияли на формирование морального климата наиболее приверженных демократии стран. Это независимость и самостоятельность, инициативность и ответственность, умение много делать добровольно и не лезть в дела соседа, терпимость к людям непохожим на других, уважение к традициям и здоровая подозрительность к властям.
  • Чтобы люди могли эффективно планировать свою деятельность, у них должна быть возможность предсказать шаги государства, которые могут на их планы повлиять. Но если государство примется руководить действиями индивидуума, чтобы достичь каких-то конкретных целей, действия государства будут зависеть от сиюминутных обстоятельств и окажутся непредсказуемыми. Чем больше планирует государство, тем труднее становится планировать человеку.
  • Если демократия решается взяться за задачу, реализация которой по необходимости влечёт за собой использование власти, не ограниченной никакими твёрдо установленными рамками, - она неизбежно превратится в деспотию.
  • Для эффективности принципа правозаконности сам факт наличия правила, применяемого всегда, без исключений, важнее того, в чём это правило состоит.
  • Люди, согласные пожертвовать свободой ради уверенности в завтрашнем дне, всегда требуют свободы также и тех, кто на это не согласен.
  • Стремление индивидуума отождествлять себя с группой зачастую вытекает из сознания собственной неполноценности, а потому его потребности будут удовлетворены, только если членство в группе даст ему какое-то превосходство над теми, кто в неё не входит.
  • Принцип, гласящий, что цель оправдывает средства, в индивидуалистической этике считается отрицанием всякой этики. В коллективистской этике он становится верховным принципом: не существует буквально ничего, чего последовательный коллективист не сделает, если это нужно для "блага коллектива".
  • Там, где свобода в нашем понимании была уничтожена, это почти всегда происходило во имя какой-то новой, обещанной людям свободы.
  • Такая сложная цивилизация, как наша, неизбежно строится на умении человека приспособиться к переменам, причин и характера которых он не понимает.
  • Многочисленная группа, достаточно сильная, чтобы навязать свои взгляды на основные жизненные ценности всем остальным, никогда не будет состоять из людей с развитыми, индивидуальными вкусами; только люди наименее оригинальные и независимые сумеют подкрепить свои идеалы численностью.
  • Развитие наших нравственных традиций происходило одновременно с развитием нашего разума, а не являлось его продуктом, и не удивительно, что традиции морали совершеннее способностей разума.
  • Человеческое сознание - не направляющая сила, а продукт культурной эволюции и зиждется более на подражании, чем на интуиции и разуме.
  • Усвоение правил поведения - это по большей части источник, а не результат интуиции, разума и понимания.
  • Наша мораль отнюдь не есть продукт нашего интеллекта, скорее, человеческое взаимодействие, регулируемое нашими моральными нормами, делает возможным развитие разума и способностей, связанных с ним.
  • Любая эволюция, будь то культурная или биологическая, представляет собой процесс непрерывного приспособления к случайным, непредвиденным обстоятельствам и событиям, и никакая эволюционная теория в принципе не может нам позволить рационально прогнозировать новые эволюционные изменения.
  • Дело не только в том, что всякая эволюция держится на конкуренции; непрерывная конкуренция необходима даже для сохранения достигнутого.
  • Распространение европейской цивилизации, капитализма своим происхождением обязано политической анархии, ослаблению государственной власти.
  • Свобода как политический институт возникла не из "стремления людей к свободе" в смысле избавления от ограничений, но из стремления отгородить какую-то безопасную сферу индивидуальной жизни.
  • Если бы мы отказались от всех своих теперешних представлений, истинность которых доказать не в состоянии, то очень скоро снова были бы отброшены назад на уровень дикаря, доверяющего только своим инстинктам.
  • Если бы мы перестали делать всё то, чему не находим причины или чего не можем обосновать, мы бы, по-видимому, очень скоро вымерли.
  • Нет причин сомневаться, что благодаря эволюционному отбору люди, стремящиеся к достижению счастья, а вместе с ними соответствующие правила морали, были вытеснены теми, кто хотел всего лишь сохранить свою жизнь.2
  • В сложных условиях порядок эффективнее достигается не как результат намеренного устроения, а при помощи децентрализованных решений, и рассредоточение власти способствует в действительности возможности создания всеобъемлющего порядка.
  • Значение и ценность порядка возрастают с увеличением разнообразия составляющих его элементов, а более обширный порядок, в свою очередь, повышает цену разнообразия, непохожести на других.
  • Развитие многообразия - важная составная часть культурной эволюции, и ценность индивида для других в значительной степени обусловлена его непохожестью на них.
  • Людям нужно было стать разными, прежде чем они смогли стать свободными и начать объединяться в сложные структуры сотрудничества.
  • Чем сложнее структура, появление которой мы добиваемся, тем жёстче и уже граница для нашего непосредственного вмешательства.
  • Совместное решение группового руководящего органа обычно строится не на совокупном знании всех, а на случайном соглашении между сторонниками различных мнений, основанных на разной информации.
  • Цены и прибыль - это инструмент, помогающий предпринимателю расширить пределы обозреваемого, и ведущие к тому, что он с максимальной эффективностью обслуживает потребности совершенно незнакомых ему людей.
  • Нынешнее население земли уже существует, и предполагаемое социалистами разрушение материальной основы его жизни во имя "этического" или потакающего нашим инстинктам усовершенствования мира было бы равнозначно примирению со смертью миллиардов людей и обнищанию тех, кто останется в живых.
  • Социализм представляет угрозу нынешнему и будущему благосостоянию человеческого рода, ибо ни он, ни какой-либо другой известный вариант замены рыночного порядка не в состоянии поддержать существующую численность населения земли.
  • Эволюция направлена не на сохранение и поддержание наибольшего количества жизней ныне существующих людей, а на максимилизацию ожидаемого потока будущих человеческих жизней.
  • Предварительное формирование некоего общественного порядка или схемы в человеческом уме не является лучшим способом установления порядка. Ведь ум - это всего лишь малая часть общей системы, и он в состоянии отразить только некоторые черты последней.
  • Никому, кроме рынка, не под силу устанавливать значение индивидуального вклада в совокупный продукт, и нет другого способа определять вознаграждение, заставляющее человека выбирать ту деятельность, занимаясь которой он будет в наибольшей мере способствовать увеличению потребных обществу товаров и услуг.
  • Карл Маркс прав, что именно капитализм создал пролетариат, ибо при менее эффективном экономическом строе эти люди бы или не родились, или бы не выжили.
  • Для успешного планирования нужна единая, общая для всех система ценностей - именно поэтому ограничения в материальной сфере так непосредственно связаны с потерей духовной свободы.
  • Если в обществе возобладают коллективистские настроения, демократии с неизбежностью приходит конец.
  • Если демократия решает свои задачи при помощи власти, не ограниченной твёрдо установленными правилами, она неизбежно вырождается в деспотию.
  • Мы не поумнеем до тех пор, пока не признаем, что наделали много глупостей.
  • Несложно лишить большинство людей способности самостоятельно мыслить. Но надо ещё заставить молчать меньшинство, сохранившее волю к разумной критике.
  • Нетерпимость и грубое подавление всякого инакомыслия, полное пренебрежение к жизни и счастью отдельного человека - прямые следствия фундаментальных предпосылок коллективизма.
  • Социализм можно осуществить на практике только с помощью методов, отвергаемых большинством социалистов.
  • Стремление к абсолютной защищённости сплошь и рядом не только не повышает шансов свободы, но и становится для неё серьёзной угрозой.
  • Частная собственность является главной гарантией свободы, причём не только для тех, кто владеет этой собственностью, но и для тех, кто ею не владеет.
  • Человеческая природа такова, что люди гораздо легче приходят к согласию на основе негативной программы.
  • Экономический контроль неотделим от контроля над всей жизнью людей, ибо, контролируя средства, нельзя не контролировать и цели.
  • Индивидуализм характеризуется смирением перед не зависящим от нас социальным процессом и терпимостью по отношению к чужим взглядам.
  • В обществе, тяготеющем к тоталитаризму, больше шансов на успех имеют люди без моральных устоев и без совести.
  • Главная причина успеха фашизма и национал-социализма заключалась в том, что эти движения предложили теорию, которая, казалось, со всей очевидностью доказывала справедливость и заслуженность привилегий, обещанных тем, кто их поддержит.
  • Планирование и конкуренцию можно сочетать только путём планирования конкуренции, а не планирования против конкуренции.
  • Деньги - одно из величайших орудий обретения свободы, придуманных человеком.
  • Большинством голосов можно принимать решения тогда, когда выбор ограничен определенной альтернативой; но ниоткуда не следует, что должна существовать определенная точка зрения большинства по всем вопросам.
  • Диктатура есть наиболее эффективное орудие насилия и принудительного насаждения обязательных для всех идеалов.
  • Ситуация в тоталитарном государстве всегда и во всех областях такова, как в других странах бывает во время войны, да и то лишь в некоторых отношениях. Всё, что может вызвать недовольство или сомнение в мудрости правительства, от народа скрывается.