Уважаемые Читатели, всем доброго времени суток!
Где бы вы сейчас ни были, надеюсь, что там сейчас темно и страшно (как у меня на даче), ибо речь пойдёт о двух выдающихся творцах жанра "ужасы", из под пера которых вышло множество знаменательных работ. Один из них - прославленный, известный всем любителям и не любителям хоррора, - это Говард Филлипс Лавкрафт, а вот второй... Он является идейным вдохновителем первого (Лавкрафта), однако назвать его популярным или особо известным, увы, никак не получается...
Кто же это?
Из названия статьи видно, что это должен быть писатель русский. Но много ли в нашей классике выдающихся "ужасов"? Алексей Николаевич Толстой и его "Упырь"? Нет, это явно не то...
Так кто же?
Леонид Николаевич Андреев, один из самых талантливых писателей серебряного века, вот кто нам нужен!
Моё заявление, что именно Андреев вдохновил, и во многом "сделал", мистера Лавкрафта, не будет бездоказательным, - кроме личных доводов, я собрал статьи из западных газет и блогов (некоторым больше 100 лет!), которые отлично подкрепят мнение автора.
После Фёдора Михайловича Достоевского, Леонид Андреев является вторым моим любимым писателем, поэтому перечитав все его работы, а параллельно и труды американского хоррормэйкера Лавкрафта, всё больше и больше родственного находил я между ними, - эта темная, интроспективная концентрация текста не на внешних ужасах, тех, что можно увидеть "невооружённым глазом", а на внутренних, подсознательных, психологических ужасах, тех, что таятся где-то в глубине нашего "Я", ожидая часа, чтобы выбраться наружу, - именно эта концепция плотно сплетает обоих творцов... Однако в том, что Лавкрафт однозначно вдохновлялся именно нашим русским писателем, до конца уверен я не был.
Не был, пока поздним вечером мои уставшие от повседневной рутины глаза не наткнулись на очередное произведение Андреева. Называется оно "Мысль". Тут я и убедился окончательно.
Это рассказ про ещё одного "сверхчеловека", который совершает зверское убийство друга и, путём спланированного обмана (он выдаёт себя за сумасшедшего), уходит от наказания. Преступление без наказания. Однако со временем он (ГГ) начинает думать, что быть может он действительно сумасшедший, и лишь прикидывается здоровым, - не наоборот, - и тут ему в голову приходит роковая мысль... Та самая "Мысль"...
Помните знаменитую цитату Лавкрафта о том, что "чёткой границы между реальным и воображаемым не существует"? Да и вообще, ведь это его (Лавкрафта) основная концепция: размытие грани между безумием и здравомыслием. Так вот, именно эта мысль приходит в голову главному герою Андреева, когда он засомневался в своей "здравости".
"Он думал, что он притворяется сумасшедшим, а он действительно сумасшедший, всегда им был". (с)
После цитаты Андреева сразу задумываешься, а что вообще значит быть сумасшедшим? И что значит не быть им? Кто определяет эту грань между первым и вторым? Да и есть ли она вообще? То есть, на ум так и напрашивается цитата сэра Говарда Филлипса. Оттуда она и родом.
Этого недостаточно, чтобы привязать Говарда к Леониду? Понимаю. Ведь нам нужно доказательство, что западному мастеру хоррора вообще когда-либо в руки попадались книги с "дремучего востока"? Кто-то ведь должен был перевести их на джентльменский язык великобританских лордов? Об этом чуть ниже. Скажу лишь, что Лавкрафт (внимание!) как раз и был одним из тех, кто переводил Андреева на английский. Теперь ещё об одной параллели между ними.
У Леонида Николаевича есть рассказ "Молчание", в котором говорится о священнике, чья дочь кончает жизнь самоубийством, и после этого "Отец Игнатий погружается в Молчание". Но что такое Молчание в рассказе Андреева? Молчание - это иррациональный страх, вездесущий и необъятный, неизвестный и всепоглощающий. Его нельзя увидеть. Его нельзя услышать. А, если верить Лавкрафту, какой страх самый сильный?
Самый сильный страх - это страх неведомого (с) H. P. Lovecraft
В пучину этого страха, эквивалент Андреевского "Молчания", и погружаются все герои Лавкрафта, словно Отец Игнатий из рассказа русского классика.
Теперь о западной прессе, современной и дореволюционной. Что там чиркали о нашем писателе? И чиркали ли?
Чиркали, да ещё как! Газета New York Times не раз выпускала статьи об Андрееве вместе с его рассказами. "Бездна", например, была нарасхват. В конце своей статьи прикреплю фото из газеты 1910 года.
Англоязычные интернет-источники отмечают любопытный факт. Видный литературный критик, а по совместительству ведущий специалист в творчестве Лавкрафта, некий Сунанд Триамбак Джоши, в одном из своих каталогов написал, что копии Андреевских повестей "Красный смех" и "Рассказ о семи повешенных" были найдены в личной библиотеке пионера ужасов Лавкрафта после его смерти. Другие западные блогеры рекомендуют Леонида Николаевича фанатам Говарда, т.к. русский писатель, по их мнению, демонстрирует "мрачный взгляд на природу человеческую", как и американский хоррормейкер, - "люди всего лишь песчинки в огромном мире", - говорит нам Говард Филлипс.
Вообще, совершенно очевидно, что Леонид Андреев оказал огромное влияние на многих американских писателей, в том числе на Стивена Кинга, ведь второй не в последнюю очередь вдохновлялся Лавкрафтом, а Лавкрафт - Андреевым... такая вот цепочка...
Посмотрите на отрывок из видной американской газеты 1910-го года чуть ниже. И таких статей о русском классике было предостаточно в то время...
Но зачем я пишу всё это, спросите вы меня, Дорогие Читатели? Чтобы в чём-то уличить Лавкрафта? Обвинить его? В чём? В присвоении чужих идей? Плагиате? Господи, не дай Боже. Колпак у автора всё ещё на месте и съезжать не собирается, и в психушке я также пока не был (надеюсь, что и не буду).
Просто мне очень жаль, что такого великого и гениального русского писателя, как Леонид Андреев, сегодня мало кто знает, а если и знают, то явно недооценивают. Это первое. А второе, - печально наблюдать, что многие англоязычные читатели, да и русскоязычные тоже, воспринимают Леонида Николаевича вторично по отношению к тому же Лавкрафту. В этой статье я попытался доказать, откуда на самом деле "ноги растут". И пусть Толстой говорил про Андреева "Он пугает, а мне не страшно", - лично мне страшно, то есть, по настоящему страшно. Лев Николаевич, видимо, был "крепким орешком", если рассказы вроде "Мысли" не испугали его... Я же отчётливо вижу, что демоны из рассказов Андреева - реальные, они живут и обитают не только среди, но и внутри нас... Этим они и пугают!
Уважаемые Читатели, спасибо вам за прочтение статьи и надеюсь, что вам понравилось. Также надеюсь на вашу поддержку. Ставьте лайк, или как это ещё принято писать в конце статьи?
P.S. Завтра же выложу новую статью о самых жутких рассказах Л. Н. Андреева! До этого я уже выкладывал парочку публикаций, но буквально вчера я закончил читать полный список работ Леонида Николаевича и готов поразить вас новыми открытиями!