Найти тему
Киноа: кино + архитектура

Школьный ад от А до Я. Два фильма ко Дню Учителя: «Доживем до понедельника» vs «Ключ без права передачи»

Оглавление

Фильм 1. Доживем до понедельника

(реж. С. Ростоцкий, 1968)

Жвачка про прекрасную оттепельную школу — что может быть скучнее! Особенно когда это снято на фоне только что отстроенного новенького микрорайона, который вместо энтузиазма вызывает у героев пессимизм в духе Кафки (первые русские переводы которого вышли в свет в 1964 году) или даже Сартра (его начали печатать в СССР десятью годами раньше), пропитавший в конечном итоге всю шестидесятническую интеллигенцию.

«Ну чё такие кислые?» — хочется спросить у будущего Штирлица-Тихонова, после роли князя Болконского променявшего амплуа «своего парня» на благородного страдальца «из семьи потомственных интеллигентов».

Учитель музицирует, цитирует, парирует и просто хандрит
Учитель музицирует, цитирует, парирует и просто хандрит

А потому что учебники новые напечатали, где сократили лейтенанта Шмидта до 15 строчек. Потому что девушки не любят, а та, которая полюбила, — даже английский, свой предмет, не в состоянии выучить как следует. Потому что начальник — карьерист, ловит веяния времени и живет в ногу с линией партии. А мамаша утомила своей опекой: сядет на фоне фамильной ширмы (потом ее позаимствовал Рязанов в «Иронию судьбы»), завернется в свой старорежимный платок — и давай слушать музыковедческую лекцию про электронику по телевизору. А родители учеников перестали от них что-либо требовать — требуют только хорошие отметки от учителей, а особо одарённые оригиналы даже умудряются протаскивать за уши в новый учебный год кандидатов в класс коррекции. Говорят неправильно, ударения не те, интонации не те, и про декабристов никто не читает…

Боже, какая черно-белая скукотища! Заседания политбюро — и те занимательнее.

Самая обаятельная и привлекательная лекция про электронную музыку
Самая обаятельная и привлекательная лекция про электронную музыку

Фильм 2. Ключ без права передачи

(реж. Д. Асанова, 1976)

Телепрограмма «До 16 и старше», только на 7 лет раньше. Подростки и Проклова (найди 10 отличий), все хиппуют, обсуждают абстрактные темы вроде «Что бы ты сказал человечеству, если бы тебе была предоставлена такая возможность?» и «письма потомкам» и коллективно не любят училку по химии (Лидия Федосеева-Шукшина).

Приходит новый директор (Алексей Петренко), его будто выписали из каптёрки или с соседней автобазы взамен старой полуслепой директорши. Типичный ленфильмовский мрачняк. Бонусом — пока еще не монахиня Васильева и лиричные пейзажи Токсово. В остальном всё вполне предсказуемо: школа, дисциплина, разговорчики, драки и влюбленности.

Автокружок с Петренко и в шапках
Автокружок с Петренко и в шапках
Воскресенье в Токсово и в шапках
Воскресенье в Токсово и в шапках

Когда тебе 17, смотреть в самый раз. Иначе — только с социологической точки зрения. Шутка ли, новый администратор Петренко собрался вести не только автокружок, но и обществоведение, типичный предмет-ни-о-чем. Сегодня его заменили бы на «основы геополитики» или «введение в глобализацию».

Каждому времени — свои беспредметные предметы. И фильмы.

Оба фильма с разницей в 8 лет сняты по сценариям Георгия Полонского

(который, конечно, не чета сценаристу-однофамильцу Абрахаму Полонски). Умели же снимать некоторые: рыхлый сюжет, отсутствие внятного драматургического конфликта и интриги, ничего не происходит, в кадре нудят поэты-пенсионеры, идет дождь или снег, ученики скучают, время идет — и ничего, зритель доволен, кто-то даже в восторге, получите премию, это же хит национального проката.

Чешский постер к "Доживем до понедельника" и польский постер к "Ключу без права передачи"
Чешский постер к "Доживем до понедельника" и польский постер к "Ключу без права передачи"

Полонский по сути продал одну историю как две, немного изменив обстоятельства (там осенняя Москва, тут зимний Ленинград), но мало что изменив по существу.

Давайте разбираться:

  • Герой Тихонова и героиня Прокловой — это эдакий супергерой, вроде бы и профи в своем деле, но дико высокомерный учитель, который ведет себя с остальными крайне заносчиво и вызывающе. На этом фоне начинаешь даже сочувствовать тете с дулькой (Нина Меньшикова из «Доживем до понедельника»), пусть и изобразили ее исчадием школьного ада.
Учительница по литературе — главный ретроград в фильме "Доживем до понедельника". Сразу видно: любимый фильм филологов
Учительница по литературе — главный ретроград в фильме "Доживем до понедельника". Сразу видно: любимый фильм филологов
  • Оба учителя литературоцентричны, причем до болезненности: и если Проклова ведет литературу, то Тихонов вообще-то специализируется на истории, что не мешает ему всем делать лингвистические замечания, рекомендовать «тренировать речь», цитировать классиков и обсуждать неназванные в фильме книжные новинки.

    И у самого автора ощущается стремление выражать свои идеи афоризмами: все эти сентенции
    «Ключ без права передачи», «Доживем до понедельника», «Счастье — это когда тебя понимают» недвусмысленно претендуют на то, чтобы остаться в веках.
  • Оба живут в неполной семье: герой Тихонова обитает с мамой, которая в качестве последнего шанса уже готова его женить на его же ученице, а у Прокловой маленький ребенок, которого она воспитывает без мужа. Родных почти нет, друзей тоже — только ученики и любимые поэты. Хоть бы собаку завели, да и она бы точно перегрызла поводок, чтобы сбежать из этого ада.
"Если ты сейчас не женишься, ты не женишься никогда!" — диалоги в семьях потомтсвенных интеллигентов не меняются от фильма к фильму
"Если ты сейчас не женишься, ты не женишься никогда!" — диалоги в семьях потомтсвенных интеллигентов не меняются от фильма к фильму
  • В центре повествования — старший класс. Старший класс = самый трудный класс. Только играют их (особенно в «Доживем до понедельника») какие-то переростки, минимум третий, а то и выпускной курс института. А самый старший из них, неформальный лидер класса, в отличие от остальной массы подчеркнуто ходит не по форме: в спортивной куртке или в джинсах. И с девушкой...

    И все дружные до такой степени, что сейчас даже не верится. Посмотрели бы они на старшеклассников Гай Германики («Все умрут, а я останусь»), те хотя бы не притворяются.
9-й класс под предводительством Арамиса-Старыгина, начало учебного года, Москва
9-й класс под предводительством Арамиса-Старыгина, начало учебного года, Москва
Ученики 10 "б" дружно шагают по зимнему Ленинграду
Ученики 10 "б" дружно шагают по зимнему Ленинграду
  • В фильме Асановой директор школы как бы из военных, а в «Доживем до понедельника» вместе с директором войну прошел и герой Тихонова. Верится в это, честно говоря, с трудом. От военного ждешь военной дисциплины, но нет: мягкотелость и сопли.
  • Коллектив = клубок змей. Ну в целом да, нашли чем удивить: педколлектив может быть еще тем серпентарием (Полонский сам работал учителем в школе, ему ли не знать), и в этих двух фильмах учителя мало чем другим заняты, кроме как сплетнями, взаимными обидами и разочарованиями. Плюс конфликт поколений: опыт против молодости, куда уж очевиднее.
Зиновий Гердт и Любовь Малиновская, физик и завуч на банкете в честь нового директора
Зиновий Гердт и Любовь Малиновская, физик и завуч на банкете в честь нового директора
  • Мотив доверия между учителем и учеником, тот самый «ключ без права передачи»: старшее поколение учителей относится к ученикам формально, молодые учительницы (героини Прокловой или Печерниковой) ведут с учениками неформальные беседы и даже дружат. А между этими двумя позициями мечется мужчина среднего возраста (Тихонов или Петренко), который пытается нащупать некий баланс.
  • Поэзия как литературный жанр: жалостливое пение Тихонова на стихи Н. Заболоцкого под не менее жалкий фортепианный аккомпанемент, «второстепенный автор» Баратынский и стихи школьника (а на самом деле – Г. Полонского) о журавле в «Доживем до понедельника», поэты-шестидесятники, пафосно читающие стихи в годовщину смерти Пушкина, дружное хоровое исполнение «Давайте восклицать» Окуджавы под гитарку в «Ключе без права передачи».

    Бедный Пушкин, бедный зритель, бедная школа…

В общем, то ли время было другое, то ли люди, то ли воздух, то ли поэзия, то ли песни. Но сколько же в этом картона, позы, когда и стихи больше не трогают, а нравоучительные, старательно заученные наизусть сентенции уже давно превратились в трюизм.

Окуджава на фоне Пушкина
Окуджава на фоне Пушкина