Найти тему
Радио РАДОНЕЖ

Можно ли венчаться без регистрации в ЗАГСе?

Оглавление

Протоиерей Фёдор Бородин, настоятель храма Космы и Дамиана на Маросейке, ответил на вопросы радиослушателей о Таинстве венчания.

Слушайте радио Радонеж ОНЛАЙН

Для удобства пользуйтесь приложением. Бесплатное приложение "Радио "Радонеж" к смартфонам и планшетам можно скачать через Apple Store  и Google Play.

Вопрос: Почему раньше при венчании не спрашивали свидетельство о браке, а теперь требуют?

О. Фёдор: Документ о регистрации брака для священника – не просто запись в паспорте. Хотя и говорят, что “браки заключаются на небесах”, церковь не заключает браки, в Таинстве венчания Господь освящает брак, который уже заключён между людьми.

Священник молится: “Утверди у них глаголанное слово”. Люди говорят это слово сами, в какой форме оно будет сказано, это вопрос культуры, обычаев, обстоятельств. У нас принята регистрация в ЗАГСе, на каком-нибудь острове потерпевшие кораблекрушение могут просто встать вечером у костра, вокруг которого собрались все выжившие, и сказать, что хотят стать мужем и женой, хранить друг другу верность. Брак, заключённый по светским обычаям, должен быть создан, тогда уже этот брак освящает Церковь.

Зачем нужен именно письменный документ? В браке муж и жена несут ответственность друг за друга. В ЗАГСе мужчина и женщина в присутствии свидетелей ставят роспись в том, что они берут на себя эту ношу. За смелость эту и за намерение не пользоваться друг другом, а отдавать, Господь даёт любовь, которую можно освятить в Таинстве венчания.

-2

К сожалению, сейчас ни роспись, ни венчание не являются гарантией сохранения брака, но всё же роспись удерживает людей от искушения. Поэтому тот, кто не уверен в крепости своих намерений и не хочет регистрировать брак, просто оставляет себе путь для отступления.

Отец Дмитрий Смирнов, Царствие ему Небесное, человек невероятного остроумия, на вопрос пары о том, что регистрация это же просто бумажка со штампом, и какое вообще отношение это имеет к браку, попросил показать паспорт. Жених даёт паспорт, батюшка открывает страницу с пропиской, берёт ее пальцами и спрашивает, можно ли оторвать? – “Да как же можно? Что Вы, батюшка?!” – “Но ведь это бумажка со штампом. У вас есть родина, дом, зачем вам это?”

Бывают исключительные случаи, когда обстоятельства не позволяют людям зарегистрировать брак. Например, так было после развала Советского Союза, когда некоторые люди в бывших союзных республиках остались без паспортов. Священник, который хорошо знает всю ситуацию, может взять на себя такую ответственность. Поэтому мы в таких случаях, если просят обвенчать без регистрации брака, отправляем в тот храм, куда они ходят обычно. А если никуда не ходят, то о каком венчании речь?

Вопрос: При царе просто венчали, и это было нормально. В племенах разных и сейчас нет регистрации.

О. Фёдор: Церковь просто использовали как готовую структуру, чтобы не заводить в каждом селе чиновника. Это нужно грамотных людей найти, научить, зарплату им платить. А тут есть готовая иерархия, со своей дисциплиной, в случае чего можно с неё и спросить.

-3

И потом для общества, которое всё христианское, это и было заключение брака. В раннюю эпоху, когда Церковь жила в совершенно разных культурах, в каждом обществе существовали свои обряды заключения брака. Внешне они были совершенно разные, но все несли одинаковый смысл: “Я беру тебя в жёны, обещаю любить, защищать, хранить верность”. То же говорит и она. В западной культуре прибавляют “и в радости, и в горести, до тех пор, пока смерть не разлучит нас”. В требнике Петра Могилы были похожие слова. В нашем чине венчания этого нет, и это плохо.

Брачный допрос в нашем требнике звучит так:
– Раб Божий такой-то, имеешь ли произволение благое и непринужденное и крепкую мысль взять себе в жену эту (имя), которую здесь пред собою видишь?
– Имею, честный отче.
– Не обещался ли еси иной невесте?
– Не обещался.

Те же вопросы задаются невесте. Всё.

У человека нет ощущения, что он производит некое действие. Пришла пара, батюшка что-то совершил, а они ничего не делали. Однажды человек, который бросил жену с четырьмя детьми, сказал мне, что не понимает, о каких обетах нарушенных идет речь? Он же ничего не обещал. Священник его спросил, а он ответил, потому что тогда хотел создать с этой женщиной семью, и да – другой он не обещался. Он не соврал нигде.

Знакомый священник, когда служил на приходе, начал с этими словами экспериментировать. Взял слова из требника Петра Могилы, стал спрашивать перед венчанием на беседе: могу ли задать не вопрос из требника, а вот этот? Несколько раз люди попросили этого не делать!

-4

Когда люди понимают, что им придётся свидетельствовать перед лицом Бога, то сразу видно нелепое отношение к венчанию. Венчание оставим, а произносить важные слова не станем, страшно. Не хотят сжигать мосты, оставляют себе возможность убежать. Им кажется, что если не произнести эти слова, то грех при расставании будет меньше. Так это значит, что слова эти помогают устоять, поэтому их и нужно вводить в употребление.

Мне кажется, пришло время вернуть эти слова из древних требников в наши храмы в чин венчания. Спасибо за прекрасные вопросы. До новых встреч! Храни всех Господь!

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить следующую статью!

Задавайте в комментариях вопросы, на которые хотели бы услышать ответы отца Фёдора Бородина и других гостей нашей студии.

Расписание эфиров, смотрите на сайте РАДИО РАДОНЕЖ