Чаще всего автомобилисты сталкиваются с такими неприятностями, как загрязнение испарителя, выход из строя конденсатора, некорректным режимом оттаивания, утечкой хладагента, воды.
Загрязнение испарителя
Распространённые причины:
- Скопление водяного конденсата.
- Осаждение на поверхности пыли.
«Симптомы»:
- Неприятный запах в салоне. Воздух теряет определённое количество воды. Конденсирует на поверхность трубок. Капли воды попадают на поддон, а потом на дренажную трубку. Если поверхность испарителя теряет увлажнение, то на поверхности трубок размножаются бактерии.
- Падает теплообменная способность и производительность. Когда трубки испарителя хорошо увлажнены, то образуется своеобразный фильтр для отвода пыли из воздушного потока. Если же должного увлажнения нет, это серьёзная нагрузка на теплообмен.
Появление воды в салоне. Как правило, это последствие засорения дренажного шланга.
- Из строя вышел конденсатор.
Если из строя выходит конденсатор, то у устройства появляются следующие неполадки:
- Замедляется процесс охлаждения рабочей жидкости (хладагента).
- Происходит автоматическое отключение кондиционера.
Как правило, проблема заявляет о себе именно с первой неполадки, но если автовладелец не предпринимает никаких мер по техобслуживанию, ремонту техники, то за ней следует проблема 2.
Не работает режим оттаивания
Режим оттаивания или разморозки необходим для удаления наледи.
В морозное время года из-за сбора конденсата на наружном блоке сплит-системы образуется наледь. Функция предназначена для удаления наледи. Во время удаления наледи внутренний блок приостанавливает процесс охлаждения или обогрева.
- Чаще всего проблема возникает при резком падении температуры или очень сильных морозах. Как правило, проблема происходит у маломощных автокондиционеров, техники, которая изначально предназначена сугубо на жаркий климат.
Неисправность внутреннего модуля конденсатора. Нарушена подача тепла из него. Тепло не подается.
Из системы активно идёт вода
Иногда из автокондиционера могут не просто появляться капельки влаги – из устройства может начать активно литься вода.
Чаще всего проблема кроется в забивке дренажного лотка или шланга. Но иногда причина – и в дефектах системы сбора конденсата. Дренажная система может функционировать корректно, а стёк конденсата может быть при этом нарушен из-за неисправностей внутри самого блока. Увы, проблему при диагностике легко упустить на ранней стадии.
Утечка фреона из автокондиционера
Одна из самых неприятных, но распространённых неисправностей – утечка из системы хладагента. Такая проблема может возникнуть при поломках, нарушениях следующих узлов или деталей:
- Датчиков давления.
- Трубок.
- Соединительных элементов осушителя.
- Клапанов компрессора.
Неравномерная работа техники
Из воздуховодов в салон, кабину иногда идет то холодный, то теплый воздух. Такая проблема может иметь самую разную почву:
- В системе – недопустимые концентрации влаги, воздуха. Из-за этого высока вероятность обмерзания дросселя.
- Из строя вышла электромуфта, реле электромагнитной муфты.
- Сломался контрольный переключатель автомобильного кондиционера.
- Из строя вышел датчик температуры.
- Сбой в электронном блоке управления (ЭБУ).
Короткий цикл работы
Иногда кондиционер включается корректно, а через 15-20 минут без видимой причины отключается. И нужно как раз искать возможную причину. Ей могут быть следующие проблемы:
- Сбой в настройках.
- Выход из строя платы или терморегулятора.
- Загрязнение внешнего радиатора.
С загрязнением радиатора особенно часто можно столкнуться в июле, когда вокруг много тополиного пуха. Подбирающий пыль, пыльцу он забивает систему, провоцирует перегрев, в итоге устройство выключается.
Завоздушивание системы
Для климатической техники крайне опасно завоздушивание системы. Допустимая концентрация воздуха, согласно рекомендациям производителей климатотехники – это 2%. Если количество воздуха увеличивается, то это чревато замерзанием дросселя. Ведь увеличивается и концентрация влаги в хладагенте. Холодопроизводительность при этом начинает стремительно падать.
Завоздушивание часто связано с потерей системы герметичности. Проникновение воздуха в этом случае в большинстве случаев наблюдается параллельно с такой проблемой как утечка хладагента. Но иногда проблема – ответная реакция на неграмотное сервисное обслуживание. Система может завоздушиться, если перезаправка кондиционера осуществляется без откачки воздуха перед процессом заправки нового хладагента (то есть без вакуумирования). Выход из строя ресивера-осушителя
Если одновременно из системы плохо выводится влага, возникают проблемы с очисткой хладагента, то причина может скрываться в выходе из строя фильтра-осушителя.
При этом нередко наблюдается самопроизвольное отключение техники, обмерзание шлангов, самопроизвольное выключение агрегата.
Разгерметизация шлангов, труб.
Как было сказано выше, система кондиционирования – замкнутого типа. Но иногда бывает так, что на магистральных шлангах, трубах появляются трещины. Это чревато разгерметизацией системы. При ней возможны самые разные сбои, автоматическое отключение техники.
Для решения проблемы важно устранить трещины. Для некоторых устройств требуются профессиональные мастера, если же перед автовладельцами – трубки из алюминия, многие проблему решают самостоятельно, прибегая к методу пайки.
Диагностика работы автокондиционера своими силами
Ряд неисправностей, которые связаны, например с выходом из строя электронного блока, реле, можно выявить только на СТО. Но ряд операций можно провести и в гараже самостоятельно.
Самостоятельно легко организовать визуальный осмотр и проверить технику на механические повреждения, загрязнении, коррозию, сбои регулировки.
Также одна из доступных самостоятельных операций - диагностика утечки. Утечку поможет выявить электронный течеискатель. Он способен обнаружить даже малейший выход фреона наружу. Процедуры проводятся исключительно в хорошо проветренном помещении. При этом сквозняков в них быть не должно. Проверку можно проводить только убедившись, что система заправлена фреоном. Работа требует аккуратности. От самой высокой точки вниз нужно спускаться плавно и постепенно. Электроника даёт сигнал в каком месте утечка.
Более конструктивно простой прибор для обнаружения утечек, - это УФ лампа. Она также помогает определить проблемные участки, но в хладагент предварительно нужно добавлять специальную светящуюся краску (активизируется под воздействием УФ лучей). Некоторые автомобилисты используют для обнаружения утечек и газовые горелки. Но использование горелок для обнаружения утечек может быть крайне небезопасным. И специалисты крайне настоятельно рекомендуют не прибегать к их использованию для таких целей
Чем при поломках автокондиционера помогут обучающие модули SENSYS Engineering?
Автокондиционеру среди учебных продуктов Инжинирингового центра SENSYS на базе платформы ELECTUDE посвящено немало модулей.
Важно, что активно представлена не просто теория, а практика, в том числе осуществляется непосредственно анализ ситуаций, связанных с поломкой автокондиционеров.
Огромное внимание в системе ELECTUDE уделяется и проверке уровня знаний по узлам техники. Без чёткого понимания особенностей расположения, функционирования компонентов невозможно провести корректную диагностику, ремонт.