Вы едете по двухполосной дороге, а грузовик спереди прямо плетется… На встречной никого – ну как не обогнать? Да и знака, что обгон запрещен, по пути не было. Только вот грань между тем, когда обогнать можно, а когда нельзя, очень тонкая. За запрещенный обгон можно лишиться прав на 4-6 месяцев, а при повторном нарушении и вовсе на целый год. Но, как показывает практика, можно и за разрешенный.
В 2018 году автомобилист Антон Боздникин ехал по сельской дороге в Астраханской области. Машина впереди затрудняла движение, и за ней собралась очередь. В этой очереди оказался и сам Боздникин. Для обгона нужно было выехать на встречку. Сначала тихохода обогнала одна машина, затем другая, и очередь дошла до Боздникина. Он убедился, что встречную полосу отлично видно, и начал объезд по встречной. Позже Боздникин прошел череду судебных разбирательств, чтобы доказать, что не нарушил правил. Сотрудники ДПС утверждали, что наш герой обгонял одновременно две машины, да и что эти машины и сами обгоняли друг друга. В ДПС были уверены, что «нарушителя» нужно лишить прав. Доказать невиновность Боздникину удалось с помощью записи с видеорегистратора. Причем поверил записи только Верховный суд, и оправдал водителя. А чиновников, которые вынесли ложное решение, наказали штрафом в 20 тысяч рублей. Но что, если бы у Боздникина не было видеорегистратора?
Что говорят ПДД?
Обгон – это объезд транспортного средства перед вами с выездом на встречную полосу. Если на встречку выезжать не нужно, это опережение.
По правилам дорожного движения обгонять нельзя, если:
- автомобиль перед вами и сам совершает обгон или объезд препятствия;
- автомобиль перед вами включил сигнал поворота налево;
- в данный момент другой автомобиль обгоняет вас;
- по завершении обгона вы не сможете безопасно для себя и других участников движения вернуться на нужную полосу.
Еще есть перечень участков, где обгонять нельзя:
- на регулируемом перекрестке;
- на нерегулируемом перекрестке при движении по второстепенной дороге;
- на пешеходном переходе;
- на железнодорожных переездах и ближе, чем за 100 метров перед ними (кстати, это касается и «мертвых» переездов, по которым поезда не ходят или ходят редко);
- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, в тоннелях;
- в конце подъема, на опасных поворотах – везде, где ограничена видимость.
Однако и сам тихоходный автомобиль должен соблюдать правила. Если он едет со скоростью менее 30 км/ч вне населенного пункта, то должен прижаться как можно правее. Либо должен остановиться, чтобы пропустить машины сзади.
Выезд на встречную полосу ради обгона чаще всего фиксируют не камеры, а сами сотрудники ГИБДД. И если нарушение (или его отсутствие) не было зафиксировано камерой, дело может закончиться не просто штрафом, а лишением прав.
Обгон «паровозиком»
На местных дорогах нередко возникает именно такая ситуация, с которой столкнулся Антон Боздникин. Тихоход собирает за собой длинный хвост из машин, которые ехали в 2-3 раза быстрее него. Как такового запрета на обгон «паровозиком» в ПДД нет. Пункт о том, что нельзя обгонять транспортное средство, которое «производит обгон или объезд препятствия» запрещает идти на обгон именно этого транспортного средства – то есть двойной. Обгонять тихоход вместе с ним, двигаясь позади «гуськом», можно в местах, где обгон разрешен в принципе.
Проблема в том, что такой маневр до сих пор не регулируется никакими НПА. А разные представители правопорядка по-разному его трактуют. Не запрещено – значит разрешено? Водители могут быть уверенны в безопасности обгона «паровозиком». А вот ГИБДД нередко лишает за это прав. Единственное решение – ездить с видеорегистратором, а в случае чего обращаться в суд и доказывать свою правоту до последнего.
Как быть, если хочется обогнать?
Обгонять стоит только тогда, когда это безопасно для вас и других участников движения. Если есть знак «обгон запрещен», лучше потерпеть компанию тихохода. Если же обгон разрешен, убедитесь, что видите хотя бы на 300 метров вперед, что вблизи нет участков, о которых мы писали выше, и совершайте маневр.