В последние дни разразился в буквальном смысле какой-то «плач Ярославны» всего прекраснолицего и рукопожатного сообщества – связанного конечно же с продолжающимся процессом признания Минюстом СМИ-«иноагентами» тех средств массовой информации, что наиболее ярко аффилированы с этой крайне узкой, но при этом невероятно крикливой тусовкой. И если аргументы сторонников оставления России в статусе колонии коллективного Запада вполне можно понять, то для более широкой аудитории, на мой взгляд, не совсем ясны мотивы и аргументация властей России, которые вносят «Дождь» и другие аналогичные СМИ в списки «иностранных агентов».
Как уже неоднократно писалось и сообщалось, в том числе и с учетом разъяснений Министерства юстиции РФ, непосредственно у «Дождя» как раз таки причин для внесения в списки СМИ-«иноагентов» были вполне основательные. Это и получение денег от государственных структур Евросоюза и ретрансляция на своей платформе контента, созданного другими СМИ-«иноагентами». Причем совершенно понятно, что в отличие от модельного закона и правоприменительной практики в Соединенных Штатах, в России нормы закона об иноагентах гораздо мягче и либеральнее. Фактически от них требуется лишь соблюдать маркировку соответствующей медийной продукции, а также подавать отчетность в Министерство юстиции.
Однако, нам могут возразить и сказать о том, что мол после признания СМИ-«иностранным агентом» у издания могут начаться проблемы с рекламодателями. И это наверное правда – тем не менее, следует отметить, что никто же стоял с пистолетом у виска Натальи Синдеевой и не заставлял ее брать эти 130 тысяч евро от Евросоюза за освещение его деятельности на российском направлении. Законодательству об «иноагентах» вот уже несколько лет. все всё прекрасно понимали – но нет, продолжали с упорством достойным лучшего применения колоться и есть кактус.
Если же говорить в терминах защиты нашего суверенного медиа-пространства и политической системы, то введение статуса «иноагентов» для российской политической системы стал знаком ее очищения и введения более понятных правил игры для всех участников – что в конечном итоге приведет к большей демократизации политического процесса внутри России. Просто напомним, что демократия – это власть народа. В России соответственно – власть многонационального народа России. Не американского, не французского, не британского и не какого бы то ни было другого. Таким образом, вскрытие каналов финансирования общественно-политических СМИ (а Дождь и Ко таковыми, безусловно, являются) – просто дает избирателям, да и просто всем гражданам страны более четкую и честную картинку иностранного влияния. Важно понимать, что в тех же Соединенных Штатах государство крайне жестко отслеживает все попытки повлиять извне на политическую систему и выборы в первую очередь. Ни о каком постороннем влиянии на политический процесс со стороны иностранных СМИ или иноагентов в Штатах представить немыслимо. Вот и нам надо следовать этим позитивным западным примерам, повышая субъектность нашей политической системы и уровень ее демократичности.