Друзья, у меня недавно случилось потрясающее открытие.
И то, что я впоследствии узнала, изменило мое отношение к фотографиям.
В гончарной мастерской, где проводятся мастер-классы, мы с детьми нашли несколько старых фотографий. Одни сделаны в военное время, другие печатались после войны.
Интересно, что мастерская раньше была просто жилым домом. Позже строение передали в пользование Центру народного творчества.
И вот на столе старые пожелтевшие фотографии послевоенной поры.
Кто на них? Что за люди? Почему их так долго хранили?
Эти вопросы требовали действия и ответа.
Подумав, решительно перевернула обратной стороной, и увидела небольшой текст.
Были сомнения: читать – не читать?! Это же чужая жизнь, чужие тайны. И тут же возразила себе – может для родственников важно иметь такие реликвии.
Набралась смелости и заглянула. То, что я прочитала надолго лишило меня покоя.
Почерк был неуверенный, понято, что писала пожилая женщина.
Небольшой текст предназначался человеку на фото – боевому офицеру.
Короткий формат фотографии не смог вместить все слова, что хотела оставить женщина. Но каждая фраза падала крупными слезами в самое сердце.
Такие искренние слова говорят обычно на закате своей жизни. Когда хочется сказать самое главное, уходя навсегда.
Видимо, не было уже рядом человека, которому предназначалось последнее признание, и женщина решила таким образом попрощаться.
Еще раз я взглянула на фото. Молодая симпатичная девушка в военной форме стояла с веточкой сирени. На худощавом лице большие глаза светились тихой радостью.
Мужчина рядом в военной форме был постарше и более сдержан в эмоциях. Но немного детская улыбка в усы выдавала его радость от всего происходящего.
Внутреннее сияние и безмятежная нежность объединяли обе фигуры на фото. Мне в какой-то миг показалось, что запахла веточка сирени в руках девушки.
Вдруг двое на фото стали до боли близкими. Решили поискать родных, передать им бесценные реликвии.
Расспросы о жителях этого дома у соседей ничего не дали. Все люди новые, переехали в дома поблизости недавно.
И повисла недосказанность на несколько месяцев. Как мы не пытались узнать что-то о людях на фото, но кроме имени и фамилии девушки дальше дело не пошло. Так и остались лежать на полочке пожелтевшие фотографии.
И вот буквально на днях нашу мастерскую посетила немолодая пара. Пришли они с дачи посмотреть на подворье гончарной мастерской.
Мы мило беседовали о народных традициях и вдруг мужчина говорит, что его детство прошло в соседнем доме.
Представляете, как я обрадовалась! Бегом вынесла фотографии и показала новому знакомому. Он узнал женщину, она была подругой его матери. Однако офицера на фото он не знал.
Вера Алексеевна, так звали девушку с веточкой сирени, была одинокой. Но племянница, по словам соседа, живет где-то в городе.
Пообещал, что поищет контакты, возможно старые фотографии или письма – переписка его мамы. И если что-нибудь найдет – сообщит.
Уверены, что наши поиски увенчаются успехом. Мы сможем узнать историю этого снимка.
В мастерской мы решили сделать уголок о жителях этого дома. Ведь в нем жили потомки гончаров.
Возможно, приезжая к нам, гости увидят на фото знакомых. И тогда история с пожелтевшей фотографией обретет свое завершение.
Эти поиски дали мощный толчок к пониманию, что пожелтевшие фотографии часть жизни, о которой мы знаем все меньше.
Как часто по-семейному мы пересматриваем наши альбомы? Часто ли своим внукам мы рассказываем о людях на семейных фотографиях?
Знаете, эта история показала насколько небрежно относимся мы к прошлому своей семьи.
Для себя я сделала серьезный вывод. Пока не поздно расспросить у старших родственников о фотографиях наших близких. Узнать больше об истории рода. Познакомиться с родственниками, которые живут далеко. Благо современные технологии это позволяют. Обменяться фотографиями и поддерживать связь.
Разве можно, чтобы семейная история оборвалась, чтобы пропала связь поколений. А мы превратились в манкуртов, не знающих своего рода!
Поделитесь, как Вы изучаете историю своей семьи? Что побуждает Вас хранить фотографии? Какими семейными историями Вы гордитесь?