Автор: Николай Чувиков
Новый альбом Джей-Джея Йохансона напомнил мне о моей последней встрече выпускников в школе, а то есть о том уникальном ощущении, когда ты понимаешь, насколько же изменились люди, которых ты знал пару десятилетий назад. Казалось бы, Ваня всегда был таким хулиганом, который только и делал, что устраивал потопы в туалетах и швырялся в окно презервативами с мочой - а теперь вот у него своя благотворительная организация, и за год он вылечил уже несколько десятков детей от, казалось бы, неизлечимых болезней. А вот и Маша, учившаяся исключительно на одни пятёрки и подававшая больше всего надежд во всём классе - но теперь она уже родила своего четвёртого ребёнка, погрязла в быте и постоянно ссорится со своим мужем из-за того, что он ей не помогает и не уделяет ей достаточно внимания. А вот зато Амалия - в школе её считали дурнушкой, в то время как мальчишки постоянно над ней подшучивали; зато теперь все взрослые мужики буквально пускают слюну над её атлетически сложенным телом и эстетичными формами, в то время как её компания по продвижению бизнеса приносит ей миллионы рублей в неделю. На последней же парте уселся Джей-Джей: все запомнили его щуплым и тщедушным мальчишкой, который однажды спел одну популярную песню. И, на первый взгляд, ничего не изменилось - он всё такой же, да и легендарности и всеобщего международного признания он так и не добился. Да только вот стоит ему взять в руки гитару и открыть рот, как сразу же понимаешь, что если внешне он никоим образом не изменился, то его творчество выросло просто космически.
Действительно, большинство слушателей знают Джей-Джея по таким его работам как "Whiskey" и "Poison", где он вовсю баловался электропопом и синтипопом, а его вокал навевал мысли о хоре католических мальчиков. При этом пел он о любви и поисках, а его харизма привлекала к нему не только молодых девушек с кучей несбывшихся желаний, но и модных мальчиков, которых притягивал андеграундный дух его музыки и его блюзовые интонации. Критики хвалили его, но не воспринимали серьёзно, считая его музыку исключительно коммерческой и, скажем так, однодневной. Однако нынче мы имеем на руках новый альбом Йохансона в лице "Rorschach Test", где он демонстрирует значительный рост, причём не только как композитор, но и как лирицист.
Это уже далеко не просто прямолинейный и предсказуемый синтипоп, коим нынче удивишь разве что лешего, прожившего в лесу с сотворения богов. Джей-Джей нынче играет достаточно стильный и умный трип-хоп, при этом вдаваясь то в джазовые, то в нео-классические интонации, порождая актуальные и эмоциональные песни, которые в равной степени подходят и для вдумчивого прослушивания, и для фоновой музыки. При этом он ни в коем случае не потерял своего классического очарования, которое пусть и не подарило ему международную известность, но сделало героем инди-поп-андеграунда.
Одним из самых запоминающихся треков на альбоме сразу же можно назвать "Romeo” с его цепляющей мелодией и вкусными аранжировками, а также осознанной и проникновенной лирикой, которая определённо происходит из самых глубоких душевных измерений самого музыканта. “Amen” является ещё одним местным бриллиантом - томительная и медитативная мелодия погружает слушателя в некое подобие транса, а стильные вокальные линии варьируются от соула до форменного речитатива. Есть во всём происходящем что-то сакральное и спиритическое. "I Don't Like You" немного более типична для музыканта, однако её хитовый потенциал и выразительные оттенки многослойных аранжировок попросту нельзя игнорировать. "Cheetah" тоже достойна всяческой похвалы, в основном из-за своей лаундж-джазовой мелодии и чрезвычайно захватывающей ритмики, под которую можно даже танцевать со своей второй половинкой...
Как и всегда, не все песни на альбоме Джей-Джея радуют своими общими впечатлениями - одни попадают прямо в яблочко, в то время как вторые пролетают далеко за пределами мишени. Нео-классический инструментал "Andy Warhol's Blood For Dracula" достаточно атмосферен, но при этом кажется бессмысленным в общей композиционной канве, а "When Life Has Lost It's Meaning" кажется излишне прозаичной для музыканта, который встал на поступательный путь развития.
"Rorschach Test", конечно, хорош - особенно если вы любите качественный и умный инди-поп, который происходит из внутреннего мира музыканта, не чурается музыкальных экспериментов и жанровых смешений и не циклится на коммерческом успехе и пустомельских современных трендах. Джей-Джей действительно вырос как композитор и лирицист, и мне будет действительно интересно посмотреть, куда он пойдёт дальше.