Прожив более двух десятилетий в центре внимания, Бейонсе стала больше, чем просто поп-иконой. Она - культурная сила, которая постоянно бросает вызов ожиданиям и трансформирует понимание силы искусства, чтобы изменить наше восприятие себя и друг друга. Но в 40 лет ей кажется, что она только в начале пути.
Женщины, родившиеся в начале 1980-х годов, были среди последнего поколения, заставших аналоговую жизнь, и первыми, кто вступил в жизнь в цифровом формате. Детство Бейонсе совпало с появлением домашнего записывающего оборудования: видеокамеры, стереосистемы, позволяющие записывать собственный голос, клавишные, позволяющие сыграть любой звук, какой пожелаете, и персональные компьютеры для синтеза всего этого. У девочек до нее были зеркала, шелест деревьев и журналы с картонными фигурками, которые отражали их. Ее поколение было первым, кто мог регулярно воспроизводить записи с головокружительной точностью. Эта сила, могла лишить стабильности; ведь был ваш голос и ваше восприятие того, как он звучит, а затем вы слышите свой настоящий записанный голос, который возвращается к вам после того, как вы нажали «Запись».
Бейонсе Ноулз-Картер достигла совершеннолетия во время цифровой революции, и знание того, как справиться с этим диссонансом, является частью ее творческой суперсилы. Она превратила свою компанию Parkwood Entertainment в медиа-конгломерат, в который входит линия модной одежды IVY PARK. Сейчас она мать троих детей, девятилетней Блу Айви и четырехлетних близнецов Руми и Сира, и жена Джея Зи. Знаменитая пара только что была названа новыми лицами Tiffany & Co., которая была приобретена ранее в этом году LVMH и перезапускается под ее эгидой. И она работает над новой музыкой вместе с множеством других проектов, которые обещают стереть старые границы и увести ее дальше на неизведанную территорию.
Правда ли я звучу так? Это ли я хочу послать в мир? На эти вопросы она отвечает заново, каждое десятилетие своей жизни. Теперь, в свои 40 лет, Бейонсе слушает только свой голос.
4 сентября тебе исполнится 40 лет. Глядя на свою жизнь, чему каждое десятилетие тебя научило?
Первое десятилетие моей жизни было точно посвящено мечтам. Я была интровертом, и довольно мало говорила в детстве. Я провела много времени в своей голове, формируя свое воображение. Теперь я благодарна этим годам своей застенчивости. Стеснительность научила меня сочувствию и дала возможность общаться с людьми и находить с ними общий язык. Я уже далеко не стеснительный человек, но не уверена, что могла бы мечтать по-крупному сегодня, если бы не те неловкие годы в моей голове.
В семь лет я участвовала в конкурсах по танцам и пению. Когда я была на сцене, я чувствовала себя в безопасности. Я часто была единственной чернокожей девушкой, и именно тогда я начала понимать, что мне нужно танцевать и петь вдвое усерднее. Если я хотела победить, то должна была обладать сценическим присутствием, остроумием и обаянием. В девять я начала брать уроки вокала у оперного певца. К 10 годам я уже записала около 50 или 60 песен в студии звукозаписи. Это было еще до Pro Tools (*система записи и редактирования записей), когда мы записывали на пленку.
Я получила первую вокальную травму в 13 лет из-за того, что я слишком много часов пела в студии. Тогда мы только заключили наш первый контракт со звукозаписывающей компанией. Я боялась, что у меня образовались узелки, и я потеряла голос, что перечеркнуло бы мою карьеру. Врачи на все лето перевели меня в режим покоя, и я снова молчала.
Мои подростковые годы были тяжелыми и однообразными. Я выросла, слушая отрывок из Иакова 2:17: «Вера без дела мертва». Видения и намерения было недостаточно; мне было нужно вкалывать. Я решила всегда быть учеником и быть открытой для развития. Никто в моей школе не знал, что я могу петь, потому что я почти не разговаривала. Вся моя энергия ушла в Destiny’s Child и мечту о том, чтобы мы заключили контракт и стали профессиональными музыкантами. Если что-то не помогало мне достигать цели, я просто не тратила на это время. Я не чувствовала, что у меня было время «поиграться» или потусоваться. Я жертвовала многим и убегала от любых отвлекающих факторов. Как молодая черная женщина, я чувствовала, что не могу облажаться. Я чувствовала давление извне, и их глаза с ожиданием смотрели, как я споткнусь или потерплю неудачу. Я не могла подвести свою семью после всех жертв, на которые они пошли ради меня и девочек. Это означало, что я была очень осторожным и профессиональным подростком, и я быстро выросла. Я хотела разрушить все стереотипы о том, какой может быть черная суперзвезда, будь то жертва наркотиков или алкоголя, или абсурдное заблуждение о том, что все черные женщины злые. Я знала, что мне предоставили эту возможность, и чувствовала, что у меня есть только один шанс. Я не хотела все испортить, и ради этого от многого пришлось отказаться.
В свои 20 лет я заложила прочный фундамент для своей карьеры и создания своего наследия. Я была сосредоточена на коммерческом успехе, альбомах и песнях на первых строчках. Я хотела оставаться мечтательницей, независимо от того, сколько препятствий мне приходилось преодолевать. Я довела себя до предела. Я научилась говорить «нет». Я взяла под контроль свою независимость в 27 лет и основала Parkwood Entertainment. В то время не было компании, которая бы делала то, что мне нужно, или работала так, как я хотела. Поэтому я создала этот многоцелевой конгломерат, который представлял собой креативное агентство, звукозаписывающий лейбл, продюсерскую и управляющую компанию, чтобы создавать и работать над проектами, которые значили для меня многое. Я хотела сама управлять собой и иметь компанию, которая ставит искусство и творчество на первое место.
Для сотрудничества я собрала молодых мечтателей и независимых мыслителей. Я хотела, чтобы сильные женщины играли ключевые роли в моей компании, в то время, когда в индустрии по большей части доминировали мужчины. Мне нужны были сотрудники, которые не были вымотаны корпоративным миром и которые не боялись бы работать со мной, когда я приходила с самыми незаурядными идеями. Я хотела собрать команду, которая бросила бы мне вызов, но не диктовала мне, что я не должна бы делать.
Помню, как была на собрании, на котором обсуждалась аналитика. Там мне сказали, что по результатам исследований, моим поклонникам не нравятся мои черно-белые фотографии. Они сказали, что я ничего не продам, если фотографии не будут цветными. Это было нелепо. Меня бесило то, что агентство могло диктовать, чего хотят мои поклонники, на основе опроса. Кого они спрашивали? Как можно так обобщать людей? Насколько точны эти исследования? Они честны? Включены ли все люди, голоса которых я пытаюсь поднять и пролить на них свет? Уверена, что нет. Меня выбесило, когда они сказали: «Эти исследования показывают…». Я была настолько раздражена этими шаблонными корпоративными компаниями, что весь свой следующий проект я основала на черно-белой тематике: были созданы черно-белые видео на «Single Ladies» и «If I Were a Boy», и фотографии Питера Линдберга для альбома «I Am… Sasha Fierce», который стал моим самым большим коммерческим успехом на сегодняшний день. При принятии решения я стараюсь использовать живые человеческие чувства, дух и эмоции.
Я заинтересовалась кинопроизводством, и моим первым проектом была постановка моего концертного фильма «I Am… World Tour». Я научилась монтировать видео в Final Cut Pro, и это было началом новой любви и творческого самовыражения, которые привели к созданию визуального альбома с моим одноименным альбомом «Beyoncé», затем «Lemonade», «Homecoming» и «Black Is King».
В свои 30 лет я завела семью, и моя жизнь стала больше, чем моя карьера. Я работала над исцелением травм поколений в моей семье и превратила свое разбитое сердце в искусство, которое сможет продвигать культуру и, надеюсь, жить после меня. В 30 лет я хотела копать глубже. В 2013 году я основала BeyGOOD, чтобы разделить идею о том, что мы можем помогать другим. Мои родители привили мне это с юных лет - вдохновлять других на добро, милосердие и благо. Мы сосредоточились на множестве проблем, включая ликвидацию последствий урагана, предоставление стипендий на образование в колледжах и университетах в США, а также в Южной Африке, расширение прав женщин, поддержку бизнеса меньшинств, помощь семьям с жилищными потребностями, борьбу с водными кризисами, педиатрическое здравоохранение и помощь при пандемии. BeyGOOD стал всемирной инициативой по оказанию поддержки внутри страны и за рубежом. Для меня всегда было важно помогать другим и оказывать положительное влияние на мир. Я работала, чтобы поднять настроение людей, изменить восприятие, чтобы мои дети могли жить в мире, где их видят, прославляют и ценят.
Столько лет я пыталась улучшить себя и все, что я делала, так что сейчас я нахожусь в точке, где мне больше не нужно соревноваться с собой. Я не заинтересована в копании в прошлом. Прошлое должно быть прошлым. Я чувствую, что многие черты молодой, менее развитой Бейонсе никогда не могли бы тягаться с той женщиной, которой я являюсь сегодня. Хааа!
Как ты относишься к изменяющемуся миру культуры знаменитостей и как ты защищаешь себя?
В мире недостает границ и имеется доступ ко всему. В интернете куча психологов, критиков и экспертов без опыта. Наша реальность искажена, потому что она основана на персонализированном алгоритме. Он показывает нам только то, что мы хотим видеть, а это опасно. Так мы создаем собственную ложную реальность, и не видим, что на самом деле происходит в мире. Мы теряем баланс и нам легко забыть, что нам еще предстоит многое узнать за пределами наших телефонов. Я благодарна, что имею возможность выбирать, чем хочу поделиться. Однажды я решила, что хочу быть как Шаде и Принс. Я захотела полностью сосредоточиться на своей музыке, потому что, если мое искусство недостаточно сильное или значимое, чтобы держать людей заинтересованными и вдохновленными, тогда я не в том бизнесе. Людям должно быть достаточно моей музыки, моих фильмов, моего искусства и послания.
На протяжении всей своей карьеры я намеренно устанавливала границы между своей сценической личностью и личной жизнью. Моя семья и друзья часто забывают того зверя на шпильках со сцены, пока не увидят, как я выступаю. В этой индустрии очень легко потерять себя. Она высасывает весь ваш дух, а затем просто выплевывает. Я видела как это происходило бесчисленное количество раз не только со знаменитостями, но и с продюсерами, режиссерами, руководителями. Это не для всех. В самом начале я решила, что буду продолжать эту карьеру только в том случае, если моя самооценка будет зависеть не только от успеха. Я окружила себя честными людьми, которыми восхищаюсь, у которых есть своя жизнь и мечты, и которые не зависят от меня. Люди, у которых я могу расти и учиться, и наоборот. В этом бизнесе большая часть вашей жизни не принадлежит вам, если вы за нее не боретесь. Я боролась, чтобы защитить свой здравый ум и частную жизнь, потому что от этого зависело качество моей жизни. Многое из того, кем я являюсь, предназначено для людей, которых я люблю и которым доверяю. Те, кто меня не знает и никогда не встречал, могут считать это закрытостью. Поверьте, если народ не видит определенных вещей в моей жизни, так это только потому, что моя задница Девы не хочет, чтобы они это видели... А не потому, что этого нет!
Как воспитание повлияло на твое искусство и бизнес?
Моя мама всегда была и остается моей королевой. Она всегда была такой сильной и гуманной. Она работала по18 часов в день с мозолями на руках и опухшими ногами. Независимо от того, насколько она устала, она всегда оставалась настоящим профессионалом, любящей и заботливой. Я стараюсь следовать ее примеру и таким же образом справляться с работой и руководить компанией.
Мой отец постоянно поощрял меня писать собственные песни и создавать собственное видение. Он - причина, по которой я писала и продюсировала в юном возрасте. Я помню, как люди начали критиковать меня после того, как я немного поправилась. Мне было 19. Тогда мне престала подходить одежда. Я чувствовала себя неуверенно после этих комментариев, но однажды я проснулась и отказалась жалеть себя. Так я написала «Bootylicious». Это стало началом к тому, чтобы я решилась использовать все возможности жизни и превратить их в нечто, способное расширить возможности женщин и мужчин, боровшихся с тем же самым.
Мода также может помочь нам расширить возможности. Можешь ли ты рассказать, что вдохновило тебя на создание новой коллекции IVY PARK?
Эта коллекция представляет собой смесь моего детства, прошедшего в Техасе, и американской истории. Я росла, посещая родео в Хьюстоне каждый год. Это был удивительный мультикультурный опыт, в котором каждый член моей семьи нашел что-то для себя: великолепные выступления, жареные сникерсы по-хьюстонски или жареные ножки индейки. Одним из источников вдохновения стала история недооцененных черных ковбоев. Многих из них изначально называли пастухами, они испытывали большую дискриминацию и часто были вынуждены работать с трудными, темпераментными лошадьми. Они объединили свои таланты и сформировали Цепь Души. Со временем эти черные родео стали местом выступления невероятных исполнителей и помогли вернуть себе место в западной истории и культуре. Нас вдохновили культура и стиль хьюстонского родео. Мы объединили классические элементы со спортивной одеждой IVY PARK x adidas, добавив наш собственный стиль, джинсовую ткань с монограммами, чапсы и воловью кожу.
Я очень рада, что в IVY PARK x adidas теперь будет представлена детская одежда. На семейных каникулах мы любим надевать одинаковые наряды. Мои дети обычно идут со мной на съемки, и мы часто одеваем их в мини-версии моей одежды, чтобы соответствовать друг другу. Таким образом, для IVY PARK стало естественным представить набор основных моделей в детских размерах.
Расскажи о своем сообществе. Как на тебя повлияли женщины из твоей жизни?
Мои ближайшие друзья - невероятные женщины, управляющие компаниями, предприниматели, матери, жены и близкие родственники. Келли [Роуленд] и Мишель [Уильямс] по-прежнему мои лучшие друзья. Я тянусь к сильным, приземленным женщинам, таким как моя невероятная сестра Соланж. Она самый мудрый и крутой человек, которого я знаю.
В сообществе есть сила, и я увидела это, будучи дочерью владелицы салона. Первыми женщинами, с которыми я познакомилась, были пышные, техасские богини, которых кормили бобами и кукурузным хлебом. Я познакомилась с предпринимательницами, которыми восхищалась. Врачи, владельцы бизнеса, художники, учителя, мамы - все они приходили в салон моей мамы. Я увидела, что салон становился храмом для женщин. Я хорошо помню одну клиентку, которая была оперной певицей. Это была величественная черная женщина, которая путешествовала по всему миру и рассказывала невероятные истории. Я всегда хотела послушать рассказы о ее путешествиях и тогда же решила, что однажды я тоже отправлюсь в кругосветное путешествие.
Я наблюдала, как моя мама ухаживала за этими женщинами в своем салоне, не только заставляя их выглядеть и чувствовать себя красивыми, но и разговаривая с ними, слушая их и общаясь с ними. Я видела, как сильно эмоции чернокожих женщин связаны с нашими волосами и красотой. Индустрия красоты не всегда понимает эти эмоции и то, что нам действительно нужно. Я хочу создать сообщество, в котором женщины всех рас смогут общаться и делиться некоторыми из своих секретов, чтобы мы могли продолжать поддерживать друг друга и заботиться друг о друге. Я хочу дать женщинам возможность почувствовать свою силу и поделиться своими историями. В этом есть сила.
Хорошо, мы ждали достаточно долго, чтобы спросить… когда нам ждать новую музыку?
Несмотря на изоляцию и пережитую несправедливость за последний год, я думаю, что мы все снова готовы вырваться, путешествовать, любить и смеяться. Я чувствую, что наступает возрождение, и я хочу участвовать в этом любым возможным способом. Я работаю в студии уже полтора года. Иногда мне требуется год, чтобы лично перебрать тысячи звуков, чтобы найти правильный бит. В одном припеве может быть до 200 наложенных друг на друга гармоний. Тем не менее, нет ничего лучше того количества любви, страсти и исцеления, которое я чувствую в студии звукозаписи. Спустя 31 год я чувствую себя так же вовлеченно, как когда мне было девять лет. Да, музыка на подходе!
Как думаешь, что принесет тебе следующее десятилетие?
Я хочу, чтобы мои 40 лет прошли весело и свободно. Я хочу чувствовать такую же свободу, которую чувствую на сцене. Я хочу открыть в себе те черты, на которые у меня не было времени, а также насладиться времяпрепровождением с мужем и детьми. Я хочу путешествовать, не работая. Я хочу, чтобы следующее десятилетие было посвящено празднованию, радости, а также любви. Я хочу отдать всю свою любовь людям, которые меня любят.
Я столько сделала за 40 лет, что просто хочу наслаждаться жизнью. Трудно идти против течения, но участие в некоторых переменах, которые происходят в мире, кажется мне очень стоящим. Я хочу продолжить работать над устранением системного неравенства. Я хочу продолжать переворачивать все с ног на голову. Я планирую работать над бизнесом помимо музыки. Я поняла, что должна продолжать мечтать. Одна из моих любимых цитат — цитата изобретателя Чарльза Кеттеринга: «Наше воображение - единственный предел тому, что мы можем получить в будущем».
Я хочу своим примером показать, что вы одновременно можете веселиться и иметь цель, проявлять уважение и высказывать свое мнение. Вы можете быть как утонченным, так и провокационным. Вы можете быть фигуристой и при этом оставаться иконой моды. Я желаю этой свободы каждому человеку. Я была последовательной на своем пути и следовал правилам на протяжении десятилетий, так что теперь я имею право нарушать все, что можно. Мое желание на будущее — продолжать делать все, что казалось запретным и не по силам.
Перевод был подготовлен для группы ВКонтакте BLACK CARTERS | BEYONCÉ