Найти тему
Планета людей

Такая дорогая конкуренция

Оглавление

Заметка из черновиков книги "Новая модель экономики".

Зачем нужна конкуренция?

Странный вопрос. Любой учебник экономики скажет нам, что конкуренция в экономике (и не только в экономике) - крайне полезная штука. Конкуренция подталкивает фирмы совершенствовать и развивать свои товары, свой сервис. Конкуренция делает бизнес ближе к людям.

Картинка из интернетов
Картинка из интернетов

Точно так же конкуренция работает и в других сферах. Например, на рынке труда. Чтобы привлечь лучших работников, фирмы улучшают условия, повышают зарплату, создают дополнительные возможности.

На самом деле это почти так и работало изначально. Однако здесь есть одно небольшое "но", и оно называется "насыщение рынка".

Сколько хлеба нужно человеку?

Булка в день.

Стандартная такая советская булка хлеба
Стандартная такая советская булка хлеба

Понятно, что кто-то ест больше, а кто-то меньше. На самом деле, цифра может быть любой. Правда только в том, что есть какая-то средняя норма. Больше килограмма хлеба в день мало кто съест. Больше двух килограммов... вообще невероятно.

В итоге мы можем сделать простой вывод, что за день город из 300 тысяч жителей купит не более 300 килограммов хлеба.

И вопрос только в том, кто произведет и продаст этот хлеб.

Как конкуренция производителей взвинчивает цены?

Итак, давайте предположим, что в городе один хлебзавод. И он производит 300 тысяч булок хлеба в день. Чтобы получить прибыль в 300 тысяч рублей в день, наценка на килограмм хлеба должна составить всего 1 рубль.

Но вот было объявлено, что монополия - это плохо, и в городе появился конкурент. Что произойдет с ценой хлеба?

Правильный ответ - она вырастет.

Как так?

Первое, что сработает - это потребность в рекламе. Раньше хлебзавод мог просто раскидывать хлеб в простые полиэтиленовые мешки. Теперь приходится объяснять покупателю, почему надо выбирать именно твой хлеб надо купить. Нужна красивая упаковка. Нужно оборудование для производства красивой упаковки. Нужна реклама - в магазинах, на радио. Нужно платить зарплату рекламщикам или рекламным агентствам. Нужны новые работники - упаковщики, наладчики нового оборудования, руководитель цеха. Откуда возьмутся эти деньги? Правильно, это увеличение себестоимости, а значит, увеличение цены.

Как думаете, сколько миллионов было потрачено на это изменение - и как эти затраты повлияли на цены?
Как думаете, сколько миллионов было потрачено на это изменение - и как эти затраты повлияли на цены?

Второе, что сработает - это новое распределение наценки. Потому что конкурент отжал часть рынка. И теперь хлебзавод продает не 300 тысяч булок хлеба, а 250 тысяч. И расходы делятся теперь на 250 тысяч булок хлеба. И даже для сохранения того же объема прибыли заводу нужно заложить в цену товара не 1 рубль прибыль, а 1,18 рубля. В итоге цена хлеба вырастет на 2 рубля даже просто для сохранения действующего положения хлебзавода.

А если мы хотим при этом еще и развития, то цена должна вырасти на 4 рубля. Ведь для развития нужны люди, занимающиеся развитием. Нужно экспериментальное оборудование. Нужны технические работники... ну, и так далее.

35 тысяч + взносы - это 45 тысяч только на 1 работника в месяц.
35 тысяч + взносы - это 45 тысяч только на 1 работника в месяц.

Третье, что сработает - это неопределенность производства. Раньше хлебзавод производил 300 тысяч кг хлеба. Сейчас надо производить... сколько? Произведешь меньше, чем надо - недополучишь прибыли, купят у конкурента. Произведешь больше, чем надо - либо придется останавливать производство, либо просто списывать готовый некупленный товар в убытки. То есть еще больше увеличивать цену товара, списывая некупленное и выброшенное.

Просрочка - в мусор. Фото из интернетов
Просрочка - в мусор. Фото из интернетов
Или вот так. Тоже из интернетов
Или вот так. Тоже из интернетов

Но есть еще и конкуренция продавцов!

И там все получается еще более интересно.

Потому что прибыль хочет получить не только производитель.

Как думаете, почему оба этих магазина почти убыточны и вынуждены поднимать цены?
Как думаете, почему оба этих магазина почти убыточны и вынуждены поднимать цены?

В итоге магазины - как мелкие, так и сетевые - начинают впадать ровно в те же беды и вынуждены повышать цены ровно по тем же трем основаниям. Возрастающие расходы, уменьшающиеся продажи, неопределенность, которая заставляет закупать товары больше, чем это реально необходимо.

Так что благодаря конкуренции мы можем получить наценку на товар в 40-50-60% - и все равно все будут недовольны.

Результат?

А результат простой.

Чтобы справиться с ситуацией, компании вынуждены идти по одному из вариантов:

  • сдать позиции конкурентам;
  • смириться с уменьшением прибыли
  • повысить цены
  • сократить насколько возможно расходы.

И так как первые два варианта для компании невозможны, срабатывают два других варианта. Цены растут, а на всем, что не связано с конкурентной победой, компании экономят. Причем в первую очередь эта экономия касается... расходов на персонал. То есть доходов потенциальных покупателей этих же магазинов. И сокращение расходов на персонал еще и снижает качество сервиса в магазинах.

Если бы объем продаж можно было как-то увеличить, конкуренция могла бы быть полезной. Но нет, объем продаж фиксирован. И потому конкуренция приводит к росту цен в магазинах, печальным небогатым рабочим и замордованным продавцам.

Как думаете, что с этим можно сделать?