Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Баку укрепляет амбиции Турции на Южном Кавказе: перспективы создании азербайджано-турецких сил

Если Анкара зайдет слишком далеко на Кавказе, она рискует вызвать антагонизм с Россией. Турция продолжает укреплять оборонное сотрудничество с Азербайджаном, стремясь удвоить военный успех прошлогодней войны между Азербайджаном и Арменией. Поскольку стычки вдоль армяно-азербайджанской границы в последние недели участились, появились даже предположения, что Турция находится на грани создания совместных вооруженных сил с Баку. Турция помогла Азербайджану преодолеть шестинедельный конфликт вокруг Нагорного Карабаха и хочет извлечь выгоду из дальнейшего усиления своего влияния на Южном Кавказе.

При правящей Партии справедливости и развития (ПСР) президента Реджепа Тайипа Эрдогана Турция не скрывала своей жажды более значимой роли на территориях арабского Ближнего Востока, Ливии и Восточного Средиземноморья. Но если Эрдоган зайдет слишком далеко на Кавказе, он рискует вызвать антагонизм с Россией, которая рассматривает этот регион как свой собственный исторический задний двор. Символизируемые популярным девизом «одна нация, два государства», Турция и Азербайджан тесно связаны между собой с момента провозглашения независимости Баку в 1991-м году. Эти страны являются преимущественно мусульманскими, имеют этническое и культурное сходство и связаны сильными экономическими интересами.

Хроническая общая озабоченность обеих стран подрывает региональные амбиции Армении. Между Турцией и Арменией нет дипломатических отношений, а враждебная история насчитывает столетие. Связи между Анкарой и Баку стали более тесными после того, как Турция поддержала Азербайджан во время прошлогоднего конфликта. Анкара поставила азербайджанским силам вооруженные беспилотные летательные аппараты Bayraktar TB2, которые использовались с разрушительным действием против армянских войск.

Война закончилась сделкой при посредничестве России в ноябре и привела к военной победе Баку над несколькими городами и почти 300 поселениями и деревнями. По меньшей мере 5000 солдат и более 140 мирных жителей были убиты в ходе боевых действий, которые также привели к перемещению десятков тысяч человек. Результат нанес удар по претензиям Армении на регион, которые охватывали почти три десятилетия.

Признаками того, что напряженность еще не закончилась, являются очаги боевых действий вдоль армяно-азербайджанской границы за последние несколько недель. Первого августа министерство обороны Азербайджана заявило, что подразделения армянской армии обстреляли его позиции, и Баку ответил ответным огнем. В начале августа в ходе столкновений в Кельбаджарском районе Азербайджана погибли по меньшей мере три армянских солдата и два азербайджанских солдата были ранены.

Все это могло способствовать появлению сообщений в турецких СМИ о неизбежности создания совместных азербайджано-турецких сил. Это предположение было позже опровергнуто, после того как выяснилось, что источником путаницы стал плохой перевод заявления спикера парламента Турции Мустафы Сентопа на церемонии подписания Бакинской декларации 28 июля между Турцией, Азербайджаном и Пакистаном. Но перспектива создания объединенной армии казалась правдоподобной, учитывая, что военное сотрудничество между Анкарой и Баку неуклонно расширялось после конфликта.

Анкара непреклонна в том, что она не может потерять влияние в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, и стремится усилить свою роль на Южном Кавказе. В конце июня турецкие и азербайджанские военные провели в Баку совместные учения с участием личного состава, танков и беспилотников. Подобные двусторонние учения были проведены в прошлом году, что стало возможным благодаря соглашению 2010-го года, которое предусматривает сотрудничество, когда одна из стран сталкивается с агрессией со стороны третьего государства или группы государств.

В июле Турция и Азербайджан подписали Шушинскую декларацию, названную в честь города в регионе Нагорного Карабаха, который сейчас контролируется Азербайджаном, подтверждая совместную приверженность сотрудничеству в области обороны, стабильности и процветанию в регионе. Центральная проблема связана с реструктуризацией и модернизацией их вооруженных сил.

Слухи о том, что Турция может планировать военную базу в Азербайджане, вызывают беспокойство у России, у которой есть собственная база в Армении. Москва направила в регион 2000 миротворцев и хочет сохранить там монополию в балансе сил. 20 июля президент Азербайджана Ильхам Алиев встретился с Владимиром Путиным в Москве во второй раз в этом году, чтобы обсудить послевоенное мирное соглашение и дальнейшие шаги.

Не только Россия заинтересована в том, как завершится соглашение о прекращении огня между Азербайджаном и Арменией. Брюссель стремится к возрождению Минской группы под эгидой Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, открывая путь для США и Франции (в качестве сопредседателей Минска), чтобы взять на себя более широкую посредническую роль. С их точки зрения, конфликт не разрешен раз и навсегда. Президент Европейского совета Шарль Мишель заявил в июле во время визита в Ереван, что «необходимо также рассмотреть статус Нагорного Карабаха». В течение многих лет Азербайджан выражал разочарование зашедшим в тупик Минским процессом и не стремился отводить ему какую-либо значительную роль в процессе демаркации границы с Арменией.

В последние годы внешняя политика Турции уделяет приоритетное внимание созданию смеси региональных организаций, пактов и местных саммитов в качестве потенциальных противовесов устоявшимся западным многосторонним организациям и мощным центрам, таким как Россия и Иран. Примерами являются недавнее трехстороннее соглашение с Пакистаном и Азербайджаном или сообщения в начале этого года о восстановлении турецко-израильских отношений при посредничестве Азербайджана.

Турция недавно намекнула на новую платформу из шести государств для поддержки мира на Кавказе, в которую войдут Турция, Азербайджан, Россия, Иран, Грузия и Армения. Турция стремится закрепить за собой историю успеха в своей в остальном злобной внешней политике, на фоне внутренних экономических проблем и резкого падения валюты.

Но на фоне растущего двустороннего военного пакта между Анкарой и Баку Россия и соседние государства не решаются подчиняться ее риторике о региональном сотрудничестве. Периферийные государства всегда тщательно строили свои отношения с Россией, опасаясь последствий серьезных ошибок. В то время как Турция пытается изменить региональный баланс сил, неясно, чего она может достичь помимо надежного союза с Азербайджаном.

БУРЧУ ОЗЧЕЛИК