Юрий Семин написал колонку для газеты, что можно только приветствовать. В прежние годы, когда сам Палыч еще не был мэтром, лучшие тренеры регулярно делали обзоры в еженедельнике Футбол, например. Это было крутое чтиво, помню.
Но к сути.
Посвящена колонка Семина дискуссии об отмене лимита. На самую злобу дня. Я поспорю; вот цитата.
«Когда сторонники отмены лимита говорят о полноценной свободной конкуренции между всеми футболистами, они ошибаются. Клуб, покупая за серьезные деньги легионера, заведомо дает ему преимущество перед нашим. Он — дорогой, за него много уплачено, и тренера заставят его ставить! У молодых российских ребят не будет шансов».
Времена, когда не было лимита, приходятся на детство большинства ныне активных спортивных журналистов, им придется принимать слова Сёмина на веру. Он заблуждается, между тем. У меня в голове сразу два действенных примера этого заблуждения, которое, впрочем, тотально.
В 2004 году ЦСКА приобрел очень умелого, современно тюнингованного аргентинского латераля Осмара Феррейру. Игравшего за молодежные сборные Аргентины, что в те времена было непререкаемым знаком качества (система подготовки кадров строил выдающийся тренер Пекерман, просто посмотрите на результаты молодежных чемпионатов тех лет).
Однако пришедший в то же время никому не известный Юрий Жирков, который был одногодком Феррейры, взял да и посадил его на лавку. Хотя Жирков приехал не из сборной Аргентины, а просто из Тамбова.
Кстати, тренировал в это время ЦСКА иностранец. Артур Жорже. Он выбрал Жиркова, потому что он был лучше. Отмечу, что никакого способа использовать Феррейру на другой позиции не существовало. Он просто сидел на лавке, а выигравший конкуренцию Жирков играл. Он и сейчас, кстати, еще играет, но это другая история.
Сёмин может этого не помнить, конечно. Но другой случай точно прочистит память.
Несколько даже раньше Феррейры Локомотив, который тогда тренировал Палыч, сделал дорогую покупку. Игрока сборной Сербии, тоже латераля купили — Милана Обрадовича. Тогда что-то Вадим Евсеев захандрил, перестал тянуть. На его место взяли.
Что же произошло?
Ёвс, каким мы его знали, взял себя в руки и посадил Обрадовича на лавку. Прямо на всю попу. Несмотря на то, что Локо большие по тем временам деньги за Милана заплатил. И ничего! Так и играл. А Обрадович через гладбахскую Боруссию отскочил на Украину, тогда вполне богатую, где и состоялась в основном его славная карьера.
Это просто два примера, которые сразу пришли мне в голову. Если вы считаете их исключениями — покопайтесь в истории сами. Но тенденция была такова, что поколение футболистов, ставшее взрослыми в период фактического отсутствия лимита, в 2008 году играло в полуфинале Евро, как вы помните. Так что приведенные мной примеры — не исключения.
И еще. Главный аргумент Семина — клуб задорого покупает игрока, стало быть, ставить в состав тренера заставят (простите тройную тавтологию).
Это собачья чушь. Игроки из молодежной системы любого клуба только кажутся бесплатными. В Москве год жизни клубной академии стоит приблизительно 3 млн €. Молодые российские игроки очень, очень дороги. Той логики, которую видит Сёмин, просто не существует.
Так-то.