ЖЕНЩИНА, Я НЕ ТАНЦУЮ!
И так- 2 миллиона 19 тысяч 679 раз! Мужчина отказал женщине.
( Официальная статистика просмотров).
Куда катимся, товарищи?
КАРТИНКА К ТЕМЕ
1976 год. Посёлок Первомайский Архангельской области. В школе -выпускной вечер.
Десятиклассники стоят вдоль стен в спортивном зале. Звучит музыка. И никто не выходит танцевать. То ли стесняются, то ли музыкальное сопровождение не вдохновляет. Одним словом - массовый ступор! И ко мне - выпускнице приходит ясное осознание: если так дело пойдёт и дальше, то торжественное мероприятие задержится на неопределённый срок. А мне жуть как хочется домой. У меня скоро вступительные экзамены в институт!
Оглядев лица своих уже бывших одноклассников, я понимаю: никто, кроме меня, не решится прервать эту тягомотину. И с решительностью камикадзе я устремляюсь к противоположной стене, где выстроился в шеренгу 10а. Там в первом ряду маячит лицо моего соседа Кости.
Не самый лучший выбор, скажу я вам.
Костя - троечник, закончивший десятилетку исключительно из уважения к своей маме, инженеру-строителю. А та за десять лет все уши прожужжала пацану, ставя ему в пример хорошую девочку Люсю. То есть автора этих строк. Иными словами, у Кости есть все основания для мести: "Девушка, я не танцую!"
Какие импульсы посетили моего соседа в тот летний вечер 45 лет назад так и осталось для меня загадкой. Однако одно бесспорно: воспитание взяло над ними верх. Молодой человек вежливо кивнул и, взяв меня под локоток, вывел в центр зала. Все взоры обратились на нас. И нам ничего не оставалось, как взять первое танцевальное па. Под песню ВИА "Пламя". Помните?
"-В школьное окно смотрят облака.
-Бесконечным кажется урок..."
Через считанные минуты нашему примеру последовали и остальные. Выпускной вечер начался! По-настоящему!
А под сводами спортивного зала рефреном звучали слова песни, которые мы оценим лишь годы спустя:
-"Не повторяется, не повторяется, не повторяется такое никогда!"
К чему я всё это рассказываю? -Совсем не из желания сравнить ту молодёжь и нынешнюю. У каждого поколения - свои победы и поражения. Но лично меня не оставляет мысль, что мы растим свою смену в крайне токсичной словесной среде.
Стас Костюшкин, конечно, здесь не при чём. Своим показным примитивом он просто цепляет аудиторию. Ведь наши уши - это его обеспеченная старость. Другое дело- представители культуры, получающие деньги из бюджета.
КАРТИНКА К ТЕМЕ
2021 г. Парк культуры и отдыха имени В.Г. Белинского в Пензе.
Проводы русской зимы.
Детская дискотека, где на площадке радостно выплясывают дошколята. А из динамика несётся:
-Ты, ты, ты! Мне не враг!-А-а-а!
-Но с тобой не дружу-у-у-у!
-Я твой личный маньяк...А-а-а!
-Ты мой краш!
-Либо я, либо никто!
-Это шантаж!
-Я приду одна!
-Я знаю твой этаж!
-Покушаюсь на тебя, ведь твой типаж -ограниченный!
Вот в такие моменты начинаешь добрым словом поминать "дракона" - в лице советской цензуры.
Эта тема поднималась на прямых линиях с Президентом, но Владимир Владимирович ссылался на необходимость воспитания хорошего вкуса и самоцензуры эволюционным путём. Но чтобы это произошло, представляется мне, должна быть какая-то культурная политика. А за минувшие десятилетия свобода слова начинает напоминать словесную вакханалию, в том числе и на подконтрольных территориях нашего Министерства культуры. А что уж говорить о неподконтрольных...
Когда заходишь в маршрутку, а там ...шансон. Хотя это вовсе и не шансон, а блатная песня. Но уж больно пришлось по вкусу шоу-бизнесу это французское слово в девяностые годы. Вот они его и умыкнули, даже, возможно, не догадываясь, что шансон - это Эдит Пиаф, Жак Брель, Шарль Азнавур, а вовсе не Михаил Круг.
Из последних бастионов вокального искусства у нас остаётся "Хор Турецкого".
К 800-летию Нижнего Новгорода коллектив снял клип "Сормовская лирическая", который за пять дней посмотрели около 55 тысяч зрителей.
Вот что пишет Фатима Канукова в комментариях:
" Хор Турецкого делает великое дело - не даёт забыть своими чудесными голосами, вкусом, тактом лучшие наши песни. Браво!"
А вот о чём просит Виктория Иванова, обращаясь к руководителю коллектива:
"Михаил, берегите своих теноров, баритонов, басов, своих чудо-певцов! Каждый из них бриллиант своеобразной огранки. Вы создали чудо из чудес -Бориса Горячева. Теперь его нет с нами. Не уберегли. Такой красавец и такой талант! Я любовалась им. Скорблю. Для меня это личная потеря."
Прославленный баритон скончался от коронавирусной инфекции 15 июля. Но много ли телеканалов посвятили ему своё эфирное время? О таких мне неизвестно. И это тоже часть современной культурной политики. Как и тот факт, что прекрасный исполнитель Сергей Пенкин до сей пор так и не удостоился ни одного звания. А в то же время в стране расплодилось великое множество "заслуженных" и "народных", но при этом безголосых и бесталанных.
Мне скажут, что перевелись в нашем Отечестве композиторы- мелодисты и поэты-песенники! И с этим не поспоришь.
Но вот какое интересное мнение высказал в шестом номере журнала "Юность" ( июнь 2021г.) преподаватель Литературного института имени Горького Анатолий Королёв:
"В последние годы конкурс среди поступающих к нам: семь человек на место, а на поэзию -все десять! По этому показателю наш институт вышел в лидеры среди вузов столицы, потеснив филфак МГУ...
Для меня самого этот ажиотаж - загадка, ведь в наше время профессия писателя тебя практически не кормит и сулит тревожную неустроенную судьбу.
Сегодняшнему молодому писателю намного сложнее, чем было мне в годы советского старта. Оказалось, что диктатура прибыли намного более жёстко контролирует нашу судьбу, чем пресловутая цензура или какой-нибудь райком партии..."
Горько такое читать, но это реалии сегодняшней российской культуры. И опять возникает вопрос: где государственная политика в этой области? А чтобы наглядно показать степень её деградации, сравним два текста.
Первый принадлежит советской поэтессе Римме Казаковой. Песню Александры Пахмутовой " Ненаглядный мой" на её стихи исполняла рано покинувшая нас Майя Кристалинская.
-Побелею, постарею,
-Как земля зимой,
-Я тобой переболею,
-Ненаглядный мой.
-Я тобой перетоскую,
-Переворошу,
-По тебе перетолкую,
-Что в себе ношу.
-До небес и бездн достану,
-Время торопя.
-И совсем твоею стану,
-Только без тебя!
Современная певица Катерина Голицына переделала стихи под запросы современных слушателей. Вот что получилось:
-Я тобой переболею,
-Я тобой перестрадаю,
-Без тебя перетоскую,
-Я одна перезимую
-И судьбу переиграю
-И уже твоей не стану.
Комментарии, как говорится, излишни.
Но есть и добрая весть, уважаемые читатели!
За восемь лет существования этой поделки запись прослушали 1538 человек. А песню в исполнении Майи Кристалинской за примерно тоже время -более миллиона.
Так что жива ещё наша культура! Вопреки всему.
Как написала один из комментаторов по имени Долгор Улзуева:
-" Лучше наших советских песен нет ничего! С ними и в бой, хоть сейчас!"