Сегодня утром обнаружила в лесу палатку. Нежно-голубой расцветки. Ладно бы на открытой поляне. Но нет, в потайном месте, на берегу реки неподалеку от «моего» родника. Там где мы с Бру завершаем свой прогулочный маршрут. Или начинаем.
Привычная созерцательная благость разукрасилась сложной смесью эмоций. Тут я каждый день хожу, собираю дрова, грибы, набираю воду… могла бы сказать, сказать, что убираю мусор – но мусора тут почти не бывает. Незаметно, начала считать это место своим. И вдруг – палатка. Как будто у меня в палисаднике остановились, забыв спросить разрешения.
Интересно, как воспринимают такие палатки местные чабаны, например? Которые здесь родились, с детства знают каждую кочку, потом по весне пасут здесь овечек? Для них палатка, наверное, не в палисаднике, а где-то сразу в гостиной появилась.
В общем, на такое резкое изменение в привычном ландшафте образовалась и резкая реакция. Как-то захотелось, чтобы палатка куда-нибудь исчезла. Это человеконенавистничество? Вовсе нет. Палатка – это люди. А люди на природе – всегда оставят свой след. Из-за этого всё беспокойство.
Подошла поближе к палатке с целью познакомиться с отдыхающими. Люди были ещё внутри, и я отправилась дальше по прогулочному маршруту. Пока любовалась скромными августовскими цветами (мята полевая, синюха, тысячелистник…) мысленно вела диалог с возможными обитателями нежно-голубого тканевого домика. Вот на обратном пути подойду.. я им скажу…
Знаете, я уважаю чужие личные границы и редко лезу туда, куда не приглашают. Но считать какое-то природное место «своим» - это не просто собирать там грибы и единолично любоваться цветочками. Это ещё нести некоторую ответственность. За то, чтобы там было всё в порядке, например.
Поэтому, чувствуя себя в своем праве, на обратном пути подошла и всё сказала. Отдыхающими оказалась парочка студенческого вида и возраста. Обычные ребята из Барнаула. Я поздоровалась, спросила, надолго ли они тут остановились? («Как получится») Очень вежливо попросила оставить после себя порядок. Пластиковый мусор не сжигать, а увезти обратно в Барнаул. Или выбросить в Усть-Коксе. Ещё сказала, что раз тут неподалеку родник, то это место «особенное»
Рассказать про особенность места не дала моя собака Брунгильда Громкоголосая. В лучшем стиле викингов она прошлась, похоже, по обеденной зоне гостей. И обнюхала всё, что лежало на земле, на предмет съедобности. Пришлось прервать монолог, позвать дерзкую малышку и гордо удалиться восвояси. Чтобы сохранить впечатление о местных жителях, как о людях культурных всё-таки. С более-менее культурными собаками.
Это короткая утренняя встреча, натолкнула на долгий ряд размышлений. По словам тех, кто «в турбизнесе» отдыхающих этим летом в Уймонской долине даже больше, чем в прошлом году. Можно прогнозировать, что следующим летом поток увеличится. Следовательно, возрастет антропогенная нагрузка на природу. Красивую, волшебную, уязвимую природу Горного Алтая. Как быть?
«Развитие туризма» в Горном Алтае – очень больной вопрос. С одной стороны, это может быть серьезным доходом для местного населения. С другой стороны, сия тема давно вызывает нездоровый интерес со стороны крупного бизнеса. В результате чего, безвозвратно сжираются куски волшебных алтайских ландшафтов. Вместе с их обитателями. Погуглите про то, как сейчас на наших глазах убивается озеро Манжерок. Найдите в сети материал про строительство дороги к Каракольским озёрам… и это ещё цветочки. Сознательное население республики с тихим ужасом ожидает реализации плана превращение Горного Алтая в особую экономическую зону. Если этот план воплотится, то возникнет не только экологическая, но и большая социальная проблема.
Поэтому я была так мила и вежлива с барнульскими «палаточниками». «Палаточники» – это не страшно. В основном, это простые, понятливые люди. Которые приехали смотреть красивое, бюджетно дышать свежим воздухом и ещё немного романтики. Таким людям важно объяснять правила поведения и напоминать про всевидящих горных духов. Ещё лучше – сделать организованные экотропы, места стоянок и контейнеры для мусора.
Вот такой туризм вполне безопасен для всех: гостей, местных жителей и всевидящих горных духов ;-) А вы как считаете?