При поступлении в школу перестраиваются познавательная, мотивационная, эмоционально-волевая сферы ребенка, происходит сложный процесс приспособления ребенка к школьному обучению.
Согласно М. М. Безруких, адаптационный процесс на физиологическом уровне проходит несколько стадий:
- стадия тревоги - в ответ на комплекс новых воздействий организм отвечает бурной реакцией и значительным напряжением всех систем (длится 2-3 недели);
- неустойчивая адаптация - все обменные процессы усиливаются, в результате организм обретает возможность лучше приспособиться к стрессорам. При этом все системы организма работают в напряженном режиме. Продолжительность периода зависит от особенностей учащегося и ситуации;
- социально-психологическая адаптация - адаптация постепенно становится устойчивой, если ребенок начинает справляться с учебным материалом, удовлетворен отношениями со сверстниками. В противном случае наступает стадия истощения.
Основной причиной, ведущей к дезадаптации в школе является несоответствие функциональных возможностей ребенка требованиям, предъявляемых системой обучения. Выделяют так же школьные, семейные, микросоциальные, соматические и психические факторы риска.
Что можно сделать родителям, чтобы облегчить процесс адаптации?
- продумать и соблюдать режим дня первоклассника;
- не начинать занятия в новых кружках;
- обучать ребёнка самостоятельности (собирать портфель, убирать за собой игрушки и т.д.);
- привлекать ребёнка к процессу покупки тетрадок и книжек, организации рабочего места и т.п.;
- старайтесь объяснять всё, что непонятно: задания, ситуации;
- поддерживать ребенка своей уверенностью в том, что у него всё получится, направлять на достижение хороших результатов;
- не сравнивать с другими детьми;
- обеспечить ему благоприятную психологическую обстановку в семье;
- будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие.