Найти тему

«Формат ЕГЭ убивает способность мыслить и отрицательно влияет на развитие ребенка»

KazanFirst
KazanFirst

Коммунисты выступили с инициативой отменить Единый госэкзамен у школьников. Они не первые, кто это предлагает, нынешний механизм аттестации выпускников критикуют почти все. Но и помимо этого в системе образования есть проблемы, причем комплексные.

Члены КПРФ заявили, что в случае победы на выборах депутатов Госдумы в первую очередь отменят ЕГЭ и примут закон о бесплатном всеобщем образовании. Об этом заявили бессменный лидер партии Геннадий Зюганов и депутат, дважды Герой Советского Союза Светлана Савицкая.

– Закон об образовании для всех тоже готов – мы его примем в первую очередь. Он гарантирует каждому молодому человеку бесплатное образование, вплоть до высшего, и первое рабочее место, – заявил Зюганов.
– У нас планы по восстановлению нашего образования. Потому что то, что ввели вот этот ЕГЭ, разрушило школьную систему образования, – подчеркнула Савицкая.

К слову, накануне в Татарстане состоялись первые телевизионные дебаты в рамках этой думской кампании, на которых обсуждали проблемы образования в широком контексте, в том числе сквозь призму ЕГЭ.

«Единая Россия» критически оценила инициативу КПРФ, но, тем не менее, единороссы не отрицают проблем в сфере образования, особенно в контексте ЕГЭ. Депутат Госдумы РФ от «Единой России» Ильдар Гильмутдинов отмечает, что единый госэкзамен уже 19 лет вызывает споры.

– Одни говорят - давайте его отменим и вернем, как было раньше, чтобы все экзамены сдавали – и в школе, и при поступлении в вузы. Есть позиция и дальше совершенствовать Единый государственный экзамен, чтобы избежать метода тыка, когда ребята пытаются случайно ответить и забывают о необходимости других предметов. У нас понимание есть, о чем тут нужно подумать, – отметил Гильмутдинов.
KazanFirst
KazanFirst

В то же время парламентарий считает, что определенные практики СССР вполне могут перениматься, как и все остальные лучшие примеры обучения разных стран и периодов.

– Все изучают современные возможности совершенствования системы образования. Берут лучшее из прошлого, перенимают опыт из других стран. Система образования очень консервативна, непросто внедрить новизну, но, тем не менее, мы смотрим в прошлое и стараемся учесть все лучшие возможности настоящего, – заявил спикер.

В качестве примера он привел успешную советскую практику подготовки кадров для вузов, когда дети и педагоги еще со школы знали, кто будет учиться на преподавателя. По его мнению, нужно с учетом таких подходов сформировать федеральную и республиканскую программу, нацеленную на комплексный подход подготовки кадров.

В разговоре с журналистом KazanFirst депутат Госсовета РТ от КПРФ Фадбир Сафин выразил уверенность, что образовательная реформа необходима, поскольку сложившаяся система хоть и имеет отдельные плюсы, в целом неэффективна.

– Представьте себе ситуацию, когда школьник или школьница прилежно учится, участвует в олимпиадах, получает золотую медаль. А потом на ЕГЭ получает плохие баллы. Базовые знания хорошие, а там что-то не получилось. Что тогда? Хотя экзамены учитываются, ЕГЭ – это основное, – сказал Сафин. – Я часто с родителями школьников общаюсь, и многие из них нанимают репетиторов в 10-х классах исключительно для того, чтобы выучить ответы на ЕГЭ, они занимаются только этим. А мы же хотим другого – школьник должен уметь мыслить, творчески ко всему подходить. Творчество очень сильно ограничивается результатами ЕГЭ. Это выбор между «угадал» и «не угадал». Такая система отрицательно влияет на развитие ребенка.
KazanFirst
KazanFirst

Сафин отметил, что есть проблемы и в высшей школе. К примеру, раньше была система специалитета и срока обучения вполне хватало для того, чтобы получить хорошее образование и даже пройти практику. Сейчас же непонятно, бакалавриат - это высшее образование или нет? И что тогда такое магистратура?

Третий момент – престиж образования сейчас падает, потому что он связан с качеством образования. Кроме того, наличие диплома должно означать, что человек получит лучшее рабочее место, а у нас этого нет.

– Система должна работать комплексно, едино. Тогда результат будет лучше, – убежден собеседник.

Депутат допускает, что при комплексном подходе можно было бы не отменять ЕГЭ полностью, а каким-то образом реформировать этот механизм. В частности, оставить такой вид проверки знаний для точных наук, вроде физики и математики.

– Мы сейчас забываем, что закон об образовании на первое место ставит воспитание. То есть воспитание и образование. Воспитательный процесс сейчас достаточно сложно происходит. Учителя очень сильно нагружены бумажками и отчетами, которые они пишут каждый день. Кому и для чего это нужно – непонятно. Бюрократия стала мощнейшим тормозом для творческого развития, – подчеркнул депутат.

Он также указал, что в партии недавно обсуждали вопрос безопасности учеников.

KazanFirst
KazanFirst
– Как предотвратить трагедии, подобные той, что произошла из-за казанского стрелка? Нельзя же школу заковать в колючую проволоку и поставить автоматчиков? Конечно, там должны быть и кнопки тревожного вызова, и охранники, и все остальное, – уточнил Сафин.

По его мнению, если внутренние ресурсы педагога будут сосредоточены не на отчетах, а на выстраивании нормальных отношений с учениками, на заботе о них, это поможет обеспечить их безопасность. В том числе защитить от самих себя.

Депутат Госсовета РТ, глава татарстанских эсеров Альмир Михеев сообщил, что фракция «Справедливая Россия» в Госдуме несколько раз вносила законопроект об отмене ЕГЭ. Лидер партии Сергей Миронов еще с момента экспериментального введения этой формы атестации выпускников был последовательным ее критиком и говорил о том, что выбор должен быть добровольным. Потому что тестовая система оценки знаний в принципе не может быть применима ко всем школьным предметам.

Он напомнил, что в апреле этого года внесенный эсерами законопроект об отмене ЕГЭ был отклонен.

– Законопроектом предусматривалось восстановление традиционных выпускных экзаменов в школе, а ЕГЭ должен был остаться лишь как возможная форма экзамена для поступающих в вуз. При этом вузы обладали бы правом самостоятельно выбирать форму вступительных экзаменов, – говорит Михеев. – И это правильно. Система образования, особенно в старших классах, стала похожей на систему подготовки к ЕГЭ: внимание уделяется 2-3 профильным предметам, общий уровень подготовки по остальным предметам снижается. А подготовка к ЕГЭ сводится к заучиванию ответов.
KazanFirst
KazanFirst

Депутат уверен, что система образования не должна просто загрузить знания в головы школьников. Она должна научить учиться – добывать и применять знания, уметь получать компетенции в разных сферах.

– Сейчас миру нужны специалисты широкого профиля, которые способны не только совершенствовать свой профессионализм в одной сфере, но и постоянно приобретать навыки в ряде других. Я убежден, что ЕГЭ должен быть добровольным, а образовательные стандарты должны быть пересмотрены с учетом требований времени. В современном мире гораздо важнее мыслить системно, знать и понимать взаимосвязи между явлениями. А натаскивание на ЕГЭ этому точно не способствует, – заявил депутат.

Его коллега по Госсовету, представитель ЛДПР Эдуард Шарафиев поделился позицией партии о том, что прошедший много лет назад переход на Болонскую систему, в рамках которой был внедрен ЕГЭ, был вреден.

– Наша партия всегда критиковала систему ЕГЭ, которая способствовала деградации отечественной системы образования. Когда вводили ЕГЭ, утверждали, что эта система ликвидирует коррупцию в сфере образования, прежде всего в экзаменационной среде. Но, как показал последующий опыт северо-кавказских республик, где одно время количество стобалльников зашкаливало, ЕГЭ не ликвидирует коррупцию, она просто меняет свою форму, – отметил Шарафиев.
KazanFirst
KazanFirst

По его мнению, главная проблема в другом – ЕГЭ убивает качество образования, лишая школьников способности самостоятельно размышлять и свободно излагать свои мысли. Госэкзамен не позволяет раскрыть индивидуальные качества ученика, особенно в сфере гуманитарных дисциплин.

– Сейчас уже чиновники от образования понимают это, пытаясь модернизировать ЕГЭ, вводя в тестовую систему иные подходы. И сейчас сразу же отказаться от него не получится. Но надо не рубить сплеча, а принять меры, которые существенно снизят значимость ЕГЭ в системе оценки знаний. Нужно дополнить ЕГЭ традиционной системой экзаменов, хотя бы по тем дисциплинам, которые для школьника станут основными при поступлении в вуз, – предложил Шарафиев.

Другой татарстанский парламентарий - глава республиканского отделения «Партии Роста» Олег Коробченко инициативу об отмене ЕГЭ поддерживает, но считает, что должна быть альтернатива.

– На экзамене дети не должны просто выбирать ответы – правильный или неправильный, а должны учиться находить верное решение. В этом смысле прежняя система образования была более оптимальной, - уверен Олег Коробченко. – Считаю, что необходимо стимулировать систему образования и развития в школах по принципу 4К: кооперация, креативность, коммуникации, критическое мышление.
KazanFirst
KazanFirst

Сейчас процесс учебы в школе превратился в натаскивание на ЕГЭ, в фактологию. А у ребенка должно сформироваться понимание предмета и умение применять знания.

– В наше время актуально заменить единый госэкзамен результатами, собранными в электронном образовательном портфолио учащегося с дошкольного возраста. Информация из портфолио должна заменить выпускные и вступительные экзамены в вузы, – предлагает Коробченко.

Глава татарстанских комроссов, депутат Казгордумы Альфред Валиев убежден, что об отмене ЕГЭ говорят все нормальные люди.

KazanFirst
KazanFirst
– И мы в каждом выступлении указываем на порочность этой формы экзаменов. Великолепная советская система образования была разрушена либералами специально, по приказу американских кураторов, чтобы из наших детей выращивать тупых потребителей, а не образованных людей, верных Отчизне! – сказал Валиев. – Сколько лет нашей непарламентской партии, столько лет мы и боремся за отмену ЕГЭ! А где был Зюганов и его партия, когда принимали ЕГЭ? Двадцать лет ЕГЭ исполнилось! Двадцать лет зюгановцы сидели в Госдуме и никаких инициатив не проявляли, а тут запахло жареным - и заторопились! С их законопроектом будет то же самое, что и с референдумом по Пенсионной реформе – шуму много, а результата ноль! Так что эту инициативу КПРФ мы расцениваем даже не как дешёвый популизм, а предвыборную провокацию и сознательный обман граждан.

Руководитель татарстанского отделения партии «Яблоко» Руслан Зинатуллин как бывший преподаватель к нынешней образовательной системе в России относится очень плохо. Он указал, что увеличилась нагрузка на учителей – с 500-700 часов до более чем 1000.

– Не платят за прием зачетов, экзаменов. То есть, по сути, преподаватели, вместо того, чтобы заниматься самоообразованием, вынуждены больше работать. Очень много бюрократии, которая в принципе не нужна ни в высшей, ни в средней школе, – убежден он.

Касательно ЕГЭ Зинатуллин напомнил, что он был введен для того, чтобы бороться с коррупцией, которая была в образовательной системе при поступлении в вузы.

– Для того, чтобы как-то все унифицировать, чтобы окончательное решение не принимал преподаватель. Эта задача в большей степени решена, за исключением, может быть, республик Северного Кавказа, – отметил Зинатуллин. – В итоге же возникла проблема, что детям нужно не мыслить, а просто запоминать факты. Это ужасно. У нас и так система образования была не самой лучшей, скажем так, а тут ее вообще этим гробят.

Зинатуллин убежден, что учитель должен учить детей именно мыслить и применять собственные знания.

– Что касается гуманитарного образования, то это просто беда. Например, какая разница, в каком платье Анна Каренина легла под поезд? Я, понятно, утрирую, но смысл понятен. Для гуманитарных предметов я вообще не понимаю, как может применяться ЕГЭ. Все-таки это предмет творческий, там должны закладываться какие-то мысли, – считает спикер.

Он уверен, что ЕГЭ нужно как минимум очень серьезно реформировать, особенно в части гуманитарного образования. Нужно поощрять самостоятельное педагогическое творчество учителей, чтобы все не было по одной методичке, а было вариативное образование.

KazanFirst
KazanFirst
– Если мы загоняем всех под одну кальку, у нас не будут появляться новые методики преподавания, поскольку они рождаются, только когда есть некая свобода, – полагает собеседник. – Мы должны увеличить расходы на образование в консолидированном бюджете России до не менее чем 5%. В сегодняшнем мире образование становится главной ценностью наряду со свободой творчества.

Глава татарстанского отделения Партии пенсионеров Виталий Смирнов отметил, что давно интересуется этой темой.

– Образование – это важнейший стратегический ресурс. Отношение к ЕГЭ у меня неоднозначное. Сейчас часто говорят о «поколении ЕГЭ». Преподаватели вузов отмечают катастрофическое снижение уровня знаний, неумение и нежелание анализировать, прогрессирующую клиповость мышления, – сказал Смирнов.

По его мнению, то, что российские ребята из года в год получают золотые медали на международных олимпиадах – это не показатель.

– Это работает система отбора одаренных детей, она не имеет отношения к системе ЕГЭ. Грубо говоря, и в навозной куче можно найти жемчужное зерно. Сейчас бывает, что студент-четверокурсник серьёзного технического вуза на вопрос на экзамене: «Сформулируйте закон Ома» отвечает: «А что, я должен знать закон этого вашего Ома? Я на инженера учусь, а не на юриста», – рассказывает собеседник.
KazanFirst
KazanFirst

Он добавил, что плюсом ЕГЭ было то, что способные ребята из сельских школ получали шанс поступить в отличные вузы. Но при этом есть масса 100-балльников из глухомани, которых с треском отчисляли после первой же сессии. Упомянутая система отбора способных ребят развивается и всё глубже забирается в российские глухомани, и её эффективность выше ЕГЭ. Однако же среди преподавателей есть немало сторонников ЕГЭ.

– Лично я считаю, что надо срочно менять всю систему российского образования. Пока ещё есть кому это делать. ЕГЭ надо убирать, возвращать методы преподавания, которые учили систематизировать, анализировать, делать выводы. А не штамповать десятки миллионов продвинутых потребителей, о чём мечтает Герман Греф, – заключил Смирнов.