Арктический ледяной покров постепенно тает. Это открывает возможности для круглогодичного прохода здесь торговых судов и боевых кораблей, а также добычи углеводородов на арктическом шельфе. Эти ледяные территории сегодня всё ещё не разграничены полностью, что регулярно порождает споры о принадлежности тех или иных участков. Каждой приарктической стране хочется заполучить себе кусочек побольше да полакомей.
Одна из наиболее активных дискуссий касается подводного хребта Ломоносова. На него претендуют три страны — Россия, Канада и Дания. И все три имеют на это основания. Принадлежность хребта определит и принадлежность шельфа, где будет вестись добыча углеводородов.
Другой ключевой вопрос региона — статус Северного Морского пути и Северо-Западного прохода, которые Россия и Канада соответственно относят к своим внутренним водам, в то время как другие заинтересованные страны настаивают на их международном статусе и как следствие беспрепятственном судоходстве.
Из восьми стран Атлантического региона сегодня в потенциальном дележе могут участвовать только пять (Канада, США, Дания, Норвегия и Россия). Швеция и Финляндия не имеют выходов к Северному Ледовитому океану, а Исландия не имеет вооружённых сил, которые служили бы рычагом влияния на ситуацию.
Мнение России (не безосновательно) таково, что обеспечение экономических интересов в данном случае возможно только при помощи военной силы. В связи с этим сегодня военно-политическое руководство уделяет внимание восстановлению ранее заброшенных военных объектов в Арктике, а также создаёт новые. Одной из такого рода операций стало восстановление аэродрома «Темп» на острове Котельный, административно относящемуся к Якутии.
В 2014 году наряду с четырьмя прежними военными округами создали пятое объединённое командование - «Север». Официальный статус пятого военного округа ему присвоили в 2020 году. В зону ответственности включены северные регионы европейской части России, острова Северного Ледовитого океана (до острова Врангеля в Чукотском море).
Сегодня базы развёрнуты не только на Котельном, но и на Земле Александры, Среднем (Северная Земля), в посёлке Рогачёво, на мысе Шмидта и острове Врангеля. В России активно создаётся, строится и внедряется новая военная техника, вооружение и экипировка для солдат.
Для Канады арктический регион и его освоение также является одним из важнейших приоритетов. США крайне заинтересованы в присвоении здешним акваториям международного статуса. Дания сама по себе отношения к Арктике не имеет, но владеет Гренландией, что выводит её в статус полярной страны. Однако с учётом сепаратистских тенденций на острове ситуация может измениться. Норвежский флот очевидно сильнее канадского, но и при том заметно слабее российского. В то же время, именно Норвегия имеет наиболее современные технологии в области добычи углеводородов. Важно также отметить, что вопрос о разграничении своих экономических зон в Баренцевом море Россия и Норвегия на текущий момент урегулировали.
Что касается возможностей в целом, то в наши дни пока ни одна страна не способна проводить в Арктике операции аналогичные российским — не хватает соответствующего ресурса. Сколько это продлится сказать сложно. Растёт интерес, а вместе с ним и интенсивность появления новых подходящих технологий.
Больше информации об «арктической» политике в материале Еженедельника «Звезда»