Найти в Дзене
Путеводитель

Продление М-12 до Китая под вопросом. Авантюристы пробивают другой вариант.

На протяжении почти десяти лет в СМИ периодически появляется информация о проекте строительства частной трассы «Меридиан» протяженностью 2 тыс. км, которая должна стать частью международного транспортного коридора Европа — Западный Китай. С каждой новой публикацией строительство отодвигается во времени. Давайте разберемся – что не так в этом проекте и почему он мешает продлению строящейся автомагистрали М-12 по территории России до Китая. Изначально проект первой частной автотрассы, построенной в чистом поле, протяженностью 2023 км от границы России с Казахстаном до границы с Белоруссией, проходящей вдалеке от крупных промышленных центров через Оренбургскую, Самарскую, Саратовскую, Тамбовскую, Липецкую, Орловскую, Брянскую и Смоленскую области, представлялся как не имеющий аналогов в современной российской истории. Размер инвестиций в автотрассу «Меридиан» оценивался в 600 млрд рублей. Срок строительства - 4-5 лет, срок окупаемости - 10 лет после ввода в эксплуатацию. «Якорным» инвесто

На протяжении почти десяти лет в СМИ периодически появляется информация о проекте строительства частной трассы «Меридиан» протяженностью 2 тыс. км, которая должна стать частью международного транспортного коридора Европа — Западный Китай. С каждой новой публикацией строительство отодвигается во времени.

Давайте разберемся – что не так в этом проекте и почему он мешает продлению строящейся автомагистрали М-12 по территории России до Китая.

Коридор Европа-Западный Китай. Красным отмечен "Меридиан". Схема из открытых источников, изменена автором.
Коридор Европа-Западный Китай. Красным отмечен "Меридиан". Схема из открытых источников, изменена автором.

Изначально проект первой частной автотрассы, построенной в чистом поле, протяженностью 2023 км от границы России с Казахстаном до границы с Белоруссией, проходящей вдалеке от крупных промышленных центров через Оренбургскую, Самарскую, Саратовскую, Тамбовскую, Липецкую, Орловскую, Брянскую и Смоленскую области, представлялся как не имеющий аналогов в современной российской истории.

Размер инвестиций в автотрассу «Меридиан» оценивался в 600 млрд рублей. Срок строительства - 4-5 лет, срок окупаемости - 10 лет после ввода в эксплуатацию. «Якорным» инвестором выступила «Русская холдинговая компания».

 "Меридиан". Схема из открытых источников
"Меридиан". Схема из открытых источников

Казалось бы, эта информация должна вызывать восторг и бурные овации, если бы не нюансы…

Время идет – дорогу никто не строит, дальше разговоров дело не идет.

Что из себя представляет инвестор?

ЗАО «Русская холдинговая компания» (учредитель – Александр Рязанов) последние 5 лет демонстрирует нулевую выручку и близкие к нулю расходы. И хотя внеоборотные активы компании оцениваются в 3,6 млрд рублей, среднесписочная численность сотрудников – 1 человек. ООО «Меридиан», которым Рязанов в равных долях владеет с Нестеренко, показал в 2019 году 1,9 млн рублей выручки при 20 млн. рублей управленческих расходах (в штате компании трудятся 6 человек). При этом ни одна из компаний в последние годы не показывала миллиардные расходы, хотя федеральные СМИ писали, что на проект трассы и выкуп земельных участков инвесторы потратили более 2,5 млрд рублей.

Александр Рязанов. Фото из открытых источников
Александр Рязанов. Фото из открытых источников

Многие вопросы отпадут, когда мы узнаем – кто такой Александр Рязанов. Ему 67 лет, выпускник нефтяного института по специальности «инженер-электрик» и заочного института по специальности «экономист». Карьеру начинал слесарем цеха подготовки газа в 1979 г., к 1988 г. продвинулся по карьерной лестнице до должности директора Сургутского газоперерабатывающего завода. Был заместителем Миллера в ОАО «Газпром» (2001-2006 гг.). В 2007 г. продал большую часть своей доли в «Газпроме» стоимостью $13 млн. С 2008 г. является членом совета директоров ОАО «РЖД». Выступает учредителем 27 компаний. По данным СМИ, бизнес Рязанова отчасти пересекается с бизнесом матери спикера Госдумы Володина, который последние 5 лет открыто лоббирует безнадежный дорожный проект «Меридиан».

Несмотря на то, что изначально проект «Меридиан» является частным, не прекращаются попытки втянуть государство в финансирование строительства. В качестве инвесторов рассматривались китайские банки, затем – ВЭБ (Шувалов). Далее Рязанов был готов уступить от 50 до 75% этого проекта госкомпании «Автодор», т.е. добивался софинансирования со стороны государства.

Куда покажут, туда и пойдем. Фото из открытых источников
Куда покажут, туда и пойдем. Фото из открытых источников

Премьер-министр Медведев в свое время включил как приоритетный проект «Меридиан» в комплексный план развития и модернизации инфраструктуры, дал поручение минфину, минэкономразвития и минтрансу оказать содействие в привлечении частных инвесторов. Но если бы эти частные инвесторы стояли в очереди, не надо было бы подключать федеральных чиновников. Значит, проблема осталась – она никуда не сдвинулась.

На совещании с участием Медведева прежний министр транспорта Дитрих настаивал на исключении «Меридиана» из магистрального плана, потому что инвестор задерживал предоставление необходимых документов, однако вместо этого Медведев проект таки одобрил.

Совсем недавно, пару недель назад, в федеральных СМИ снова появилась информация, что правительство поддерживает скорое начало строительства трассы «Меридиан». Значит лоббисты проекта среди чиновников высокого уровня не прекратили своих усилий.

Ждем продолжения!

Коллаж из открытых источников
Коллаж из открытых источников