Найти в Дзене
Газета Солидарность

Депутаты советуют работать больше, Росмолодежь требует “позитивной повестки дня”. А что профсоюзы?

На прошлой неделе руководитель Совета по правам человека при президенте РФ Валерий Фадеев высказался насчет того, что слишком много разговоров о четырехдневной рабочей неделе. Он сказал: “Я считаю, что у нас слишком много разговоров о сокращении рабочей недели и о праздниках. У нас труд стал восприниматься как обуза и как ярмо. Но вообще-то труд - это едва ли не главное в жизни человека. Человек должен жить ради семьи, ради детей, ради того, чтобы что-то в жизни сделать. Труд должен радость приносить человеку. Не могу сказать, что у нас сейчас в стране такая ситуация, что каждый может найти себе работу в радость. К сожалению, это не так. Я не против праздников, не против сокращения рабочей недели. Но тренд должен быть в другую сторону. У нас больше половины людей в России получают меньше 27 - 28 тыс. зарплаты на руки. У нас очень много людей получают зарплату 15 - 20 тыс. рублей. Вот о чем надо думать…”

Это высказывание странным образом пересекалось с другим мнением. Неделей раньше первый зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Николай Арефьев сказал, что нужно думать не о сокращении рабочей недели, а об увеличении: “Нам не о четырехдневной рабочей неделе надо думать, а о продленке. О том, чтобы и в субботу, и в воскресенье работать, но вытащить страну из разрухи, потому что кругом разруха полнейшая. Страна разваливается на части, а мы думаем, как не работать совсем”.

Если резюмировать: один сказал, что зарплаты маленькие, другой - что разруха кругом; один - либеральный человек, другой - член КПРФ. Но оба сошлись на том, что работать нужно больше.

Полемизировать с Арефьевым бессмысленно. Думаю, что, кроме радостных комментариев в СМИ от его предвыборных конкурентов, он услышал еще многое от коллег по партии. Потому что во время избирательной кампании советовать малоимущим избирателям работать больше могли позволить себе только какие-нибудь английские консерваторы при Маргарет Тэтчер, а не члены коммунистической партии.

А вот насчет высказывания Фадеева - тут дело интереснее. История о том, что труд воспринимается как обуза и ярмо, - это не нынешние трудящиеся россияне выдумали, чтобы отлынивать. В Библии во время изгнания группы граждан из Эдема за деяния, совершенные по наущению иностранного агента-змея (запрещенного в Российской Федерации), Господь Бог так прямо и сказал о последствиях: “…в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься”. Никакой радостью от созидательного труда тут и не пахнет: труд - это проклятие человека, а не “главное в жизни”.

Конечно, труд может совпадать с творчеством, и тогда раскрываются человеческие таланты. Но обычно, в большинстве случаев, труд осуществляется ради ежедневного куска хлеба. Ситуации же, когда, мягко говоря, обеспеченный человек, трудящийся в области игры ума, советует малообеспеченному большинству побольше работать и забыть о снижении рабочей нагрузки - это… ситуации, в которых становится неловко за таких советчиков.

Недавно я встретился с еще одной мутноватой ситуацией на молодежном мероприятии. Там организаторы буквально требовали от участников и спикеров “позитивной повестки дня”. Поскольку у нас сейчас главные профильные направления в государственной молодежной политике - это творчество, предпринимательство и волонтерство, то тут позитив понятен: пляшем и танцуем, рубим бабки и работаем на общество безвозмездно. (И, кстати, я все жду, когда же волонтерство попытаются внедрить в трудовые отношения. То есть обосновать необходимость отказа от регулярной оплаты труда ссылками на общественную значимость.)

Я как приглашенный спикер задумался: а где у профсоюзов позитивная повестка? И понял, что в понимании чиновников ее действительно немного. Говорим о неприятном, о проблемах, танцуем мало. Но в итоге я все-таки обнаружил в профсоюзах позитивную повестку. Наша позитивная повестка - преодоление проблем. Повысим зарплаты, повлияем на создание рабочих мест, не дадим уволить людей, засудим пару мерзавцев - вот вам и позитив. Правда, не уверен, что такую форму позитива готова транслировать на своих форумах Росмолодежь.

С другой стороны, если не говорить о проблемах на рабочем месте и вокруг него, останется только “славить радость труда” в чистом виде. Как это ловко уже получилось у Фадеева и Арефьева.

Александр Шершуков, главный редактор газеты «Солидарность»