Орден иезуитов (Общество Иисуса) - это мужской монашеский орден Римской католической Церкви, который был основан святым Игнатием Лойолой и одобрен Папой Павлом III в 1540 году. Орден иезуитов и по сей день существует. «В год смерти Лойолы в ордене насчитывалась тысяча иезуитов, в начале 90-х годов ХХ века – более тридцати тысяч. Им принадлежат тысячи весьма престижных учебных средних и высших учебных заведений, в которых обучается не менее восьмисот тысяч учащихся. Орден издает тысячи газет и журналов» (Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Лойола: биографические очерки. – М., 1995г.). Вызывает немалый интерес до сих пор. Прежде всего, особой системой обучения, разработанной на достаточно высоком уровне, строгой иерархией и подчиненностью. Орден иезуитов включает в себя священников, братьев и схоластов, жизнь и служение которых укоренены в феномене духовного опыта самого основателя, известном как «Духовные упражнения». Девиз ордена иезуитов – «к вящей славе Божией», цель же ордена – «служение вере и распространение справедливости». Другие монашеские ордена, как правило, были названы по имени своих учредителей. Лойола первым прервал эту традицию. При жизни Игнатия его братство называлось «Общество Иисуса», а слово «иезуит» (как и «орден иезуитов») вошло в обиход уже после смерти Лойолы.
Возник орден в то время, когда католическая церковь находилась в кризисном положении – миллионы людей одновременно покинули её ряды, перейдя в лоно протестантской церкви. Был подготовлен проект реформы, но папа Павел III, увидевший немалый её масштаб, отложил проект. И тут очень кстати пришелся И. Лойола со своими приверженцами, которому папа разрешил организовать орден. «Павел III отступил перед исполинской задачей… - перевоспитать всё католическое общество; самолюбивый Лойола отважно и уверенно принял на себя эту задачу и начал приводить её в исполнение так умело и последовательно, что, не встреть орден иезуитов стойкого отпора во Франции, северной Германии и России, легко могло бы случиться, что весь христианский мир сделался бы католическим» (Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Лойола: биографические очерки. – М., 1995г.).
Система обучения и образования, принятая Лойолой, была проста, но в этой простоте и заключалось все её величие. Придя к убеждению, что воспитание и образование, даваемое пастве без строгого контроля пастыря, ведет к вольнодумству, свободомыслию и неповиновению, он решил, что воспитание и образование должны быть сосредоточены в одних руках, но в руках надёжных. А для того, чтобы орден иезуитов и был «этими надёжными руками», Лойола создал образцовую организацию внутреннего устройства ордена. Иезуиты стремились переформировать умонастроение христианского мира, поэтому благотворительность во всех видах, миссионерство среди нехристиан и т.д. – всё это становилось для иезуитов второстепенной задачей, которой они особенно и не занимались. «Не доверяя такого дела папе, находящегося силой обстоятельств под всеобщим контролем, Лойола создал независимого от него владыку, «черного папу», который по уставу вполне самостоятельно шёл к намеченной цели» (Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики: учебное пособие для вузов. - М.: Форум - Инфра-М, 1998г.).
В 1548 году были изданы «Духовные упражнения» Игнатия Лойолы - морально - религиозная доктрина иезуитов. Их автор сразу говорит, что вся эта книга «для руководителя, а не упражняющегося», то есть эти упражнения должны делаться под строгим попечительством наставника, дабы упражняющийся не впал в заблуждения или не нанёс себе вреда. Вот что пишет И. Лойола: «Второе примечание. Тот, кто преподаёт другому способ и порядок для размышления или созерцания, должен верно передать содержание этого созерцания или размышления и выдвинуть его главные пункты, сопроводив их краткими и необходимыми объяснениями» (Лойола И. Духовные упражнения. https://www.litmir.me/br/?b=122274&p).
Под именем «Духовных Упражнений» подразумевался любой способ испытания совести, размышления, созерцания, молитвы словесной и мысленной и других духовных действий. Как утверждают исследователи деятельности Лойолы, главная особенность «Духовных упражнений» в том, что их нужно не прочитать, а пережить. «Человек, каковы бы ни были его убеждения, с самого начала «упражнений» выворачивается наизнанку, его жизнь переворачивается вверх дном; он отвергает теперь то, что раньше почитал», - отмечает А. Тонди, бывший в среде иезуитов шестнадцать лет (Источник: Тонди А. «Иезуиты» - Москва: Издательство Иностранной литературы, 1955 - с.332 http://religion.historic.ru/).
Орден стал главным средством католического обновления и идущей следом за ним католической контрреформации. Он не подчинялся никому кроме папы римского. Везде, где появлялись иезуиты, они первым делом устраивали больницы, приюты, школы, коллегии, занимались проповедничеством, становились духовниками и т.п. Создавая больницы и приюты, они приобретали расположение низших классов. Учреждая школы и коллегии, они получали в свои руки образование и воспитывали подрастающее поколение в строго католическом духе. В качестве проповедников они являлись опытными и знающими борцами против протестантства и защитниками догматов Римской церкви.
Как писал сам Лойола об иезуитах, «иезуит должен повиноваться старшему как труп, который можно переворачивать во всех направлениях… как маленькое распятие, которое можно поднимать и двигать как угодно». Члены иезуитского ордена обязаны быть безразличными и решительно разорвать все свои родственные связи. Устав возбраняет иезуитам любую духовную или светскую деятельность, если она не разрешена орденским начальством. Иезуиту было запрещено владеть личной собственностью, чтобы он не отвлекался «мирскими» интересами от интересов ордена. Другое дело - орден как таковой: сам Лойола немало сделал для его тайного обогащения, справедливо видя в этом один из путей к власти иезуитов над церковью и к влиянию на все общество.
Устав предписывает строжайшую субординацию, требует слепого повиновения старшим, рассматривает главные стороны деятельности ордена. Лойола дал иезуитам название «воинов христовых». Быть «воином христовым» значило быть по-военному дисциплинированным, больше того - быть рабски послушным. Столь крайняя степень дисциплины основывалась на возвеличивании авторитета начальника.
Этот орден потому стал «конкурентоспособным» по отношению к Реформации, что священник - иезуит, как и протестантский священник, требовал своей доли участия во всех сферах светской жизни при посредстве исповеди, - вообще крайне снисходительной, вследствие особых нравственных воззрений иезуитов, - они не только привлекали к себе народ, но и покоряли совесть кающихся, после чего управляли ей по своему усмотрению.
«В XVI - XVII вв. прочные позиции в сфере повышенного образования заняли школы иезуитов. Орден иезуитов стремился взять на себя воспитание господствующих классов и тем самым влиять на политическую и общественную жизнь Европы. Во многом от иезуитов идут традиции жесткой централизации и регламентации школьного дела. Метода обучения была тщательно продумана и регламентирована. Например, при изучении латыни полагалось ежедневно выучить не менее трех-четырех строк текста. Учебный день начинался с повторения предыдущего урока. Точно так же учебная неделя начиналась с повторения материала предшествующей недели. Новый учебный год открывался обзором пройденного в предыдущем году. Девизом служил лозунг: «Важнее основательность, чем объем знания» (Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики: учебное пособие для вузов. - М.: Форум - Инфра-М, 1998г.).
Иезуиты сочетали реакционные педагогические установки и эффективные приемы и методы воспитания и обучения. Деятельность иезуитов была направлена на то, чтобы дети забыли своих родителей и полностью подпали под их влияние.Значительное число учебных заведений св. Лойолы были интернатами. Главным принципом жизни в интернате было слепое подчинение авторитету наставника, который одновременно мог заставить ребенка любить и бояться себя. Чтобы приобрести такой авторитет, предлагались три главных способа: заслужить доверие, заслужить любовь, заставить бояться. Учителю следовало быть бесстрастным судьей. Он должен был заставить ребенка понять, что любой его проступок будет известен и наказан (воздействовать более «страхом бесчестия, нежели наказания»). В колледжах иезуитов заботились о здоровье учащихся. Здесь ученики занимались гимнастикой, верховой ездой, плаванием, фехтованием. Школьные помещения были просторными, чистыми, хорошо освещёнными. Учеников ограждали от перегрузок. Занятия в классах длились не более пяти часов ежедневно. Учебный год был коротким - 180 дней - и прерывался частыми каникулами, праздниками, экскурсиями. Преподаватели предпочитали мягкое обращение с учениками, поручая телесные наказания товарищам провинившихся и специальным «корректорам». В колледжах процветали нездоровое соперничество, взаимная слежка и доносительство. Но вместе с тем, это способствовало развитию познавательного интереса у учащихся. Использование современных педагогических приемов (введение оценок), обучение на национальном языке, совершенствование и развитие языка, бесплатное народное образование, введение выпускных экзаменов, всё это преследовало одну цель - обновление веры народных масс. Орден специально занимался воспитанием детей из знатных семей. В XVI - XVII вв. прочные позиции в сфере повышенного образования заняли школы иезуитов. Орден иезуитов стремился взять на себя воспитание господствующих классов и тем самым влиять на политическую и общественную жизнь Европы. Во многом от иезуитов идут традиции жесткой централизации и регламентации школьного дела.
Послесловие.
Оппозиция иезуитам дворов великих католических монархов Европы (Испании, Португалии, Франции) вынудила папу Климента XIV упразднить орден в 1773 году. Последний генерал ордена был заключён в римскую тюрьму, в которой и умер через два года.
Упразднение ордена продолжалось сорок лет. Иезуиты были присоединены к приходскому клиру. Однако по различным причинам орден продолжил своё существование в некоторых странах: в Китае и в Индии, где сохранилось несколько миссий, в Пруссии и в России, где Екатерина II отказалась публиковать указ папы.
Историки выделяют множество факторов, вызывающих подавление. Иезуитам, которые не стеснялись заниматься политикой, не доверяли из-за их близости к папе и его власти в религиозных и политических делах независимых стран. Монархии, пытающиеся централизовать и секуляризовать политическую власть, рассматривали иезуитов как наднациональных , слишком тесно связанных с папством и слишком автономных от монархов, на территории которых они действовали.
С изменением политического климата в Европе после наполеоновских войн и с уходом из власти могущественных монархов, которые призывали к подавлению Общества, папа Пий VII издал приказ о восстановлении Общества Иисуса в католических странах Европы. Со своей стороны, орден иезуитов на первом Общем собрании, состоявшемся после восстановления, принял решение сохранить организацию такой, какой она была до того, как в 1773 году было приказано подавить его. Общество было восстановлено в 1814 году. Первым генералом возрождённого ордена стал российский иезуит польского происхождения — Фаддей Бжозовский.
Сегодня число иезуитов составляет 17 287 человек (данные 2014 года), из них 12 298 — священники. Около 4 тысяч иезуитов в Азии, 3 тысячи — в США, а всего иезуиты ведут работу в 112 странах мира, они служат в 1540 приходах. Орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни. Главная курия ордена находится в Риме, в исторически значимом комплексе зданий, и включает в себя знаменитую церковь Святейшего Имени Иисуса. Впервые за всю историю Ордена, 13 марта 2013 года представитель Ордена был избран Папой Римским. Им стал кардинал, архиепископ Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо, взявший себе имя Франциск.