Тот случай, когда сиквел не просто оказывается лучше оригинального альбома, а становится одним из лучших релизов в выдающейся карьере Nas.
«Они говорят, что я — артист “наследия”, но я взвинтил цену» («They say I'm a legacy artist I blew up the price»), — читает Nas в треке «Moments», одном из лучших моментов своего тринадцатого альбома «King’s Disease II».
Насир Джонс действительно долгое время приводился в пример как музыкант, спекулирующий на прошлых заслугах.
Еще в 2001 году в знаменитом диссе «Takeover» из альбома The Blueprint JAY-Z читал о том, что у Nas «была искра в самом начале, но теперь он просто мусор» («Had a spark when you started, but now, you’re just garbage»), подразумевая «проклятье» эпохального дебюта Nas в 1994 году.
Illmatic, который многие считают величайшей хип-хоп-пластинкой всех времен, бросал тень на фигуру рэпера. Несмотря на то, что последовавший в 1996 It Was Written получил благосклонные рецензии, больший маркетинговый бюджет и в целом был на момент выхода в несколько раз популярнее дебютника, он не смог его затмить. Спустя 25 лет после выхода этот альбом звучит безнадежно устаревшим. Скиты прямиком из 90-х, заходы на территорию коммерческого хардкорного рэпа с сэмплами и интерполяциями хитов Sting и Eurythmics, куплеты, в которых Насир Джонс предстает бесстрашным гангстером — сейчас все это слушается как выцветший и пыльный артефакт из прошлого.
Альбомы I Am… и Nastradamus, вышедшие в 1999 году, неплохо выступили в чартах, но были абсолютно провальными с артистической точки зрения. Под натиском JAY-Z к началу XXI века звание «Короля Нью-Йорка» начало ускользать из рук Насира. Положение дел слегка поправил Stillmatic (2001), в котором рэпер ответил на обвинения Джигги треком «Ether», и сильные лонгплеи The Lost Tapes и God’s Son, увидевшие свет в 2002-м.
На то, чтобы восстановить репутацию вдумчивого, глубокого и многогранного MC, Nas потребовалось выпустить три хороших пластинки подряд. Вслед за этим он вошел в зону турбулентности. Лонгплеи Hip-Hop is Dead (2006) и Untitled (2008) запомнились громкими лозунгами и политизированными сюжетами, но в них ощущался дефицит хороших треков. Нежно любимый отечественными слушателями совместный альбом с Дэмианом Марли Distant Relatives (2010) и «позитивный» диск Life is Good (2012) снова напомнили о талантах Насира Джонса. Однако после них рэпер пропал на шесть лет, а затем вернулся со спорными куплетами на конспирологические темы в спродюсированном Канье Уэстом NASIR (2018) и не слишком удачным сиквелом The Lost Tapes 2 (2019).
Все эти годы Illmatic стоял особняком.
Это тот альбом, c которым неизбежно сравнивали любой другой релиз Nas. Каждый юбилей пластинки отмечался с размахом, а сам рэпер неоднократно исполнял на концертах ее треклист от начала до конца, иногда даже привлекая целый симфонический оркестр. Illmatic ремастировали и переиздавали, добавляли к нему бонусы и ремиксы, перепридумывали обложку и снабжали объемными буклетами с аннотациями. Наконец, в 2021 году альбом включили в Библиотеку Конгресса США как запись, «представляющую культурную, историческую или эстетическую значимость». Оно и понятно: Illmatic — краеугольный лонгплей, глыба, самая суть хип-хопа Восточного побережья, уложенная в 40 минут, ни одна из которых не расходуется впустую. Cледовать за таким высказыванием непросто и на его фоне будет меркнуть любая пластинка.
Вряд ли кто-то мог предположить, что шероховатая и неоднородная дискография Nas неожиданно приведет рэпера к ренессансу в почтенном возрасте. Тем не менее, это произошло, и, вероятно, здесь стоит отдать должное творческому партнеру Насира последних лет — продюсеру Hit-Boy. Чонси Холлис работал над эпохальными синглами JAY-Z и Канье Уэста «Ni**as in Paris» и «Backseat Freestyle» от Kendrick Lamar, а также практически со всеми артистами первого эшелона коммерческого хип-хопа и R&B. В его лице почти пятидесятилетний Nas обрел верного соратника.
В альбоме 2020 года King’s Disease, полностью спродюсированном Hit-Boy, Насир Джонс нащупал вектор, благодаря которому вошел в новое десятилетие с высоко поднятой головой. Несмотря на отсутствие ярких хитов, точный продакшн, в котором переплелись ностальгия по классическому саунду Восточного побережья и современный поп-рэп, помог Nas обрести вдохновение и заговорить от всего сердца. Своим уверенным тоном и положительным зарядом King’s Disease больше всего напоминал Life is Good — убедительный круг почета от состоявшегося и признанного мастера, заслуженного артиста, которому выступить плохо попросту не позволяет опыт. Получившаяся запись принесла рэперу положительные отзывы и первую в его карьере премию «Грэмми». Но, как оказалось, первая часть King’s Disease была всего лишь пробой пера.
Вторая часть King’s Disease по отношению к первой — все равно, что «Терминатор 2: Судный день» по отношению к оригинальной картине 1984 года.
King’s Disease II — тот редкий случай, когда каждый пункт оригинала получилось сделать больше, тоньше и лучше и в итоге создать самостоятельное произведение. Видение Hit-Boy в этом альбоме наконец-то оформилось и приобрело законченный вид. Он органично вплел элементы бум-бэпа и джаз-рэпа 1990-х в трэп и поп-рэп XXI века. На современные ритмические конструкции он насаживает соул-сэмплы и звуки, напоминающие о золотом веке хип-хопа, самом его расцвете. При этом продакшн не звучит как трэп-ремиксы древних записей — это именно органичное, проработанное, продуманное и сформированное звучание, созданное специально для этого проекта.
Продюсер-универсал рассыпает по King’s Disease II очень разный звук. Он выдает минималистичный трэп в духе Metro Boomin с сэмплом из Lil Baby в «40 Side» и роскошный бум-бэп с темпераментным соул-сэмплом и взрывными ударными в духе Just Blaze в «Store Run». А Nas, в свою очередь, под любой из минусов показывает лучшее, на что способен. «Hit кинул мне бит, и я должен был его сожрать» («Hit threw me the bit and I had to eat it»), — читает рэпер в открывающей «Pressure». В King’s Disease II, в отличие от первой части, чувствуется элемент игры между продюсером и MC: первый как будто испытывает второго, подсовывая неожиданные ритмы и подстегивая запрыгивать на разнообразное звучание.
Что касается самого Nas, он дает весьма точную и емкую оценку своей работы в той же «Store Run»: «Я встаю рядом с новичками, каким-то образом они выглядят старше меня» («I’m standing next to rookies, somehow they looking older»). Чистая правда! «Представь Lil Uzi на бите от DJ Premier / Представть N-A-S на бите в духе Migos» («Imagine Lil Uzi on a Preemo beat / Imagine N-A-S on a Migo beat»), — читает он в «YKTV», одним из приглашенных гостей которой становится 25-летний A Boogie wit da Hoodie. Несмотря на вполне убедительный выход последнего, Nas с легкостью затмевает почти вдвое более молодого артиста на трэп-бите в духе Future.
В King’s Disease II Nas рассказывает истории, которые мы не слышали от него раньше. В «Death Row East» артист повествует о том, как в самый пик конфликта между Восточным и Западным побережьями Suge Knight собирался открыть подразделение своего скандального рэп-лейбла в Нью-Йорке. А также вспоминает о встрече с Тупаком Шакуром на смертном одре. В «EPMD 2» для новых куплетов встречаются классики Пэрриш Смит и Эрик Сермон, а Eminem выдает безразмерный парт, в котором не может удержаться и не поиграть вербальными мускулами. Превратившийся в последнее десятилетие в Ингви Мальмстина от рэпа — оголтелого технаря, скорость читки которого начисто затмевает все прочие качества, — Маршалл Мэтерс звучит в этом треке лучше, чем почти во всех своих работах за последнее время. К тому же рэпер неожиданно упоминает в своем куплете MF Doom, что приносит ему дополнительные очки.
Нельзя не отметить и долгожданное появление Лорин Хилл в «Nobody» — в своем куплете она делится размышлениями о популярности и выдает одну шикарную строчку за другой. «Моя осознанность как у Киану в “Матрице” / Я спасаю души, а вы жалуетесь на мои опоздания» («My awareness like Keanu in The Matrix / I’m savin’ souls and y’all complainin’ ‘bout my lateness»), — комментирует она свою знаменитую неспособность начать концерт вовремя. Дуэт с соул-легендой Чарли Уилсоном «No Phony Love» застает Nas в режиме безнадежного романтика, и это один из лучших и самых трогательных любовных треков в его карьере.Две композиции, которые с натяжкой можно назвать проходными, — это следующие друг за другом «Brunch on Sundays» и «Count Me In». Да и они попадают в эту категорию только потому, что остальной материал на King’s Disease II выше на голову. В почти любом другом лонгплее Nas эти треки были бы в числе сильных, но здесь все так захватывает, звучит столь ярко и мощно, что у этих композиций не остается шансов.Обретя на King’s Disease II свой собственный, скроенный специально под него звук, ветеран говорит со слушателем открыто и честно.Как и его давний соперник JAY-Z с альбомом 4:44 (2017), к пятидесяти годам Насир неожиданно создает одну из лучших пластинок в своей извилистой карьере. В новых куплетах Nas чувствуется четкое понимание того, кто он, где находится и какое место занимает в иерархии рэп-игры. Он — проводник между прошлым и будущим, который бережно хранит традиции хип-хопа и передает их молодому поколению, но при этом продолжает вести их за собой. Он стоит горой за каждое произнесенное на этом альбоме слово. Он наконец-то сделал не просто лучшую пластинку со времен God’s Son, а записал, пожалуй, самый цельный альбом со времен Illmatic.
Рейтинг Karmapolitan - 9