Феномен серебряного века литературы и поэзии неразрывно связан с этим именем. За свою сравнительно недолгую жизнь написал большое количество трудов. На примере двух известнейших его произведений, «Красота в природе» и «Смысл любви» постараемся разобраться, или хотя бы коснуться понимания его взглядов на познание этого мира, на закономерности таких явлений, как красота и любовь вокруг нас, на их истинное предназначение.
Соловьев – мыслитель мистический. Прозрения преследовали его всю жизнь. В этом прозрении он набрел свою центральную идею – идею о всеединстве и Софии. Труды его систематичны и несколько напоминают Аристотеля, неся при этом явное влияние Платона. Такова и «Красота в природе», в начале которой он упоминает обоих. Начинает Соловьев с простого рассмотрения примеров красоты в природе. И здесь уже возникает первое проявление систематики; он делит (так же, как любил это делать Аристотель) эти примеры на существующие в неживом мире – кусок угля и алмаз, и живые примеры – крики кота и соловьиную песню. Он также отмечает общность представлений человечества о красоте, несколько приближаясь к будущему понятию коллективного бессознательного Юнга. Вряд ли, говорит он, есть какое-нибудь племя, которое увидит большую красоту в куске угля перед алмазом. Таким образом, в вопросе восприятия красоты человечеством стираются границы обществ, и красоту, как и любовь, нужно рассматривать в общечеловеческом смысле.
Далее, путем приведения примеров, автор приходит к выводу, что красота - это по сути дела выражение идеи красоты. Солнечный свет, проходящий через алмаз, выражающий эту красоту, в отличие от угля, есть преображение материи через воплощение в ней сверхматериального начала. При этом красота в природе есть выражение не всякого содержания, а только содержания идеального – воплощение идеи. Соответственно, преимущество песни соловья над криками кота само собой объясняется этим выводом, и не имеет значение и то, что оба этих явления «технически» являются одним и тем же – половым инстинктом.
Соловьев сравнивает алмаз с глистом. Он утверждает, что первый, в своей неживой категории, является совершенным воплощением красоты, когда его вещество или материя наполняется светом или эфиром - доказательством реальности идеи, тогда как глист в своей, уже живой категории, есть существо низшее, и эфир следственно не может воплотиться в нем с такой же силой, как с более развитым существом, возникает элемент иерархии. Подобное будет и в «Смысле любви», когда философ проведет линию развития от «низших», но плодородных существ, не ведающих любовь, к высшим существам, и, собственно человеку. Стоит здесь застолбить первый важнейший момент его взглядов – эта идея, наполняющая материю алмаза и глиста - всепроницаема или всеедина.
Соловьев переходит к развитию живых организмов. И здесь он опять проводит иерархическую линию. Он считает закономерным вымирание динозавров, как существ ужасных и несовершенных. В этом определенный дух времени написания этой работы, сейчас мысль о вымерании ящеров, как безобразных и потому обреченных на погибель, архаична. Наука еще не могла так подробно, как сейчас, объяснить тайны уничтожения и выживания живых существ на Земле. Впрочем, доказательство наличия сегодня организмов близким по времени к существованию динозавров, не мешает взглядам Соловьева. Потому что это в любом случае низшие, с точки зрения развития, существа. Примечателен также его взгляд на некоторые стадии развития животных. Дикий кабан не безобразен, он по-своему красив, но одомашненная свинка – безобразна (идея не воплощается в ней с такой силой).
Идея прекрасного выражается в идее организма – само название говорит о чем то стройном и соразмерном. Противоположностью является грубая идея животности – преобладающая, как пример, в червях (у этих существ непомерно развиты половые органы и органы питания). Таким образом, животная идея, преобладая в них, делает их безобразными. Также существует сочетание безобразного и красивого в одном существе (крылья бабочки, причудливая раковина)
Соловьев подходит к понятию человека – он на вершине его иерархии, в частности, одной из причин безобразия низших существ является карикатурность на человека. Имеется ввиду схожесть некоторых животных с человеком.
Соловьев предупреждает также возражение мнению о том, что в природе как таковой нет понятия красоты, что это исключительно человеческая оценка вещей. Здесь он приводит в пример тех же бабочек и павлинов, утверждая, что для них красота крыльев и хвоста также имеет значение, следовательно, она существует объективно.
Заканчивает Соловьев свою работу понятием творения: космический ум во взаимодействии с мировым хаосом создает высшее из творений – человек.
В «Смысле любви», человек уже будет основным объектом рассмотрения. Здесь философ сразу разграничивает размножение и любовь. Дело в том, что любовь большинство действительно связывают с прямым ее вещественным подтверждением – рождением детей. И здесь автору важно сразу расставить точки над i.
Далее, в своем ключе стремясь к систематизации, он выделяет виды любви. И говоря о половой любви, он выделяет ее свойства – стремление к идеализации любимого человека, видение в нем высшего блаженства. При этом он также отмечает, что сила любовного желания не зависит от значения потомства, ведь существует неразделенная любовь (часто огромной силы), следствием которой может стать и самоубийство. При сильнейшей любви потомства может вообще не быть или оно может быть самым заурядным. Все это мы видим из повседневного опыта. Таким образом – наблюдение также является характерной чертой философских измышлений Соловьева.
Далее он старается найти смысл и значение половой любви в священном писании. И не находит, т.к. там вопросам половой жизни вообще уделяется мало внимания. В итоге следует вывод, что искать смысл любви надо в сфере индивидуальной жизни.
Смысловое сосредоточение данного труда Соловьева, ее центр тяжести, стремится к ранее не упоминаемому понятию – человеческому эгоизму. Именно эта, огромная сила, в человеке берет верх при отсутствии любви. Сила эгоизма гораздо более значительна, чем кажется, т.к. человек внешне рационально признавая за всеми равнозначимость, внутренне всё же убежден в своей исключительности. И в этом состоянии поглощенности собой – это важнейший вывод Соловьева (который мыслитель подтверждал и своим собственным образом жизни, будучи совершенно бескорыстным) - познание Истины невозможно.
Смысл любви, как силы выводящей человека из ложного утверждения познания истины, становится очевидным – познание истины. И с этой задачей, по Соловьеву, может справится только половая любовь. Но не в той форме, в которой она чаще всего встречается, когда первоначальный запал страсти перерастает в эгоистическое распределение собственности друг на друга. Речь идет о другом понимании любви – истинном, абсолютном.
Человек, соединяясь в истинной любви, создает одну идеальную личность, и в «своей собственной форме способен вместить абсолютное содержание, стать абсолютной личностью». Что Соловьев также называет восстановлением в нем образа Божия. Чувство же, присущее истинной любви (и реально существующее, как эфир в «Красоте в природе») предназначено именно для этого процесса. Идеализация любовного объекта дает нам возможность преобразовать несуществующую действительность в реальность, что является очень жизнеутверждающим доводом, обязательным для прочтения всем разочаровавшимся в любви людям.
Любовь есть чувство, совершенно противоположное чувству неизбежности смерти и пустоты, таким образом, она вносит смысл в жизнь вообще. Все рефлексирующие литературные образы XIX века, все эти Онегины и Печорины, таким образом, страдают из-за отсутствия этого чувства в их жизни и\или стремления к нему. Стесненные условия жизни, постоянный труд до изнеможения (герои Горького) приводит в другую крайность – сочетание хронического утомления со вспышками чувственных грубых удовольствий.
Развивая мысль о значимости любви, Соловьев расставляет приоритеты, убирая биологическую, животную связь на последнее место, оставляя ей роль только результата.
Признание существования предмета любви в Боге является необходимым для истинной любви. Истинная любовь, таким образом, строится на вере. В состоянии этой идеальной любви всеединство становится реальностью, а раздельность и обособленность становится лишь потенцией (а не наоборот, как в обычном состоянии). Состояние всеединства, жизни в другом, нахождении в нем он противопоставляет ложному существованию в состоянии непроницаемости.
Владимир Соловьев – философ жизнеутверждающий, определяя назначение красоты, любви, он сводит всё к состоянию высшего, всеединого идеального, существующего в мире, и задачей ставит только познание этого состояния. Красоту в природе надо увидеть, и истинная любовь является нравственным подвигом. Веря в человека, как венец творения, способный к развитию в своей, уже существующей форме, он говорит также о постоянном развитии мира, о том, что вселенная сама заинтересована в развитии всего нужного и хорошего. Разочаровавшееся двумя мировыми войнами поколение XX века могло бы упрекнуть его за этот «скороспелый» вывод, но их можно отослать к его последнему сочинению «Повесть о антихристе», в которой он предвидел многие события будущего. Соловьев не исключает катаклизмы на пути развития человека. Но никакие конфликты, никакое пришествие «антихриста» не помешает людям, узрев образ Софии, придти к Богу в себе.