Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Китай готовится к большому скачку в постамериканском Афганистане. Индия медлит

Пока Талибан подталкивает США к полному выводу войск к 31 августа, Китай уже рассматривает возможности восстановления и добычи полезных ископаемых. Китай продвигается в Афганистан по мере ухода США. Талибан предупредил, что будут серьезные последствия, если администрация Байдена продлит срок своего развертывания в аэропорту Кабула после 31 августа. Великобритания настаивает на продлении срока, ее поддерживают Франция и Германия, в то время как президент США Джо Байден отстаивает неоднозначную позицию, несмотря на то, что военное лобби в его стране оказывает на него давление.

На земле эвакуация в аэропорту Кабула остается сложной задачей. Конечно, такая массовая эвакуация не может быть завершена за одну-другую неделю. Неизвестно даже, сколько сотен или тысяч американцев могут все еще находиться в Афганистане. Маловероятно, что Талибан не будет вести переговоры; но, пока наблюдается их удивительная нерешительность противостоять США. Безусловно, Пакистан также должен работать за кулисами, чтобы предотвратить очаги возгорания.

Однако столкновение в аэропорту Кабула в понедельник с участием американских и немецких солдат показывает, что ситуация динамична и может меняться от часа к часу. На брифинге Пентагона в понедельник это преуменьшили, назвав «инцидентом», и продолжили утверждать, что у военных США и Талибана хорошие рабочие отношения. Байден находится под огромным внутренним давлением из-за неудачной эвакуации. Поэтому сотрудничество талибов жизненно важно. Но план талибов состоит в том, чтобы объявить о новом правительстве только после полной эвакуации иностранных войск.

Представитель талибов Забиулла Муджахид заявил: – «В Афганистане не будет нового правительства до тех пор, пока страну не покинет последний американский солдат». В этом и заключается загвоздка. План Талибана заключался в том, чтобы в течение двух недель сформировать представительное правительство, чтобы повысить легитимность государственной власти. Это также было советом со стороны России, Китая и Ирана, которые заинтересованы в упорядоченном переходе без особых задержек.

В заявлении Шанхайской организации сотрудничества в понедельник подчеркивается важность «ответственного» восстановления легитимности государственной власти «посредством всеобъемлющего мирного диалога с учетом интересов всех социальных, политических, этнических и религиозных групп». Важно отметить, что ШОС отметила свое намерение «объединить международные усилия по стабилизации и развитию Афганистана с центральной координирующей ролью ООН».

В понедельник Global Times сообщила, что Китай обсуждает свои инвестиционные стратегии в Афганистане в ожидании санкций Запада против талибов. Сообщается, что государственные предприятия могут предпочесть выжидательный подход, но частные компании «стремятся выйти на рынок, где« тысячи дел ждут своего часа». Китайские компании рассчитывают на добрую волю талибов и надеются нажиться на западных санкциях. Global Times открыто хвастается «успешной дипломатий Китая с Талибаном, которая закладывает основу для безопасной и бесперебойной работы китайского бизнеса в Афганистане». В сообщении Global Times говорится о радикальном улучшении ситуации с безопасностью.

Есть даже оптимизм в отношении начала работ по проекту гигантского медного рудника в Мес-Айнаке (считается одним из крупнейших в мире нетронутых месторождений меди, в котором содержится около 450 миллионов метрических тонн руды на сумму не менее 50 миллиардов долларов США). В другом комментарии Global Times на прошлой неделе утверждалось, что Китай полон решимости продолжать сотрудничество с Талибаном для добычи огромного количества редкоземельных металлов в Афганистане, стоимость которых оценивается от 1 до 3 триллионов долларов. В нем говорится, что неназванные горнодобывающие компании США до сих пор пользовались исключительными привилегиями в разработке редких ресурсов в Афганистане, но захват талибами «несомненно, является тяжелым ударом по экономическим интересам Соединенных Штатов».

В понедельник министерство иностранных дел Китая выразило надежду, что «Афганистан сформирует открытое, инклюзивное и широко представительное правительство, будет проводить умеренную и осторожную внутреннюю и внешнюю политику и соответствовать чаяниям своего народа и общим ожиданиям международного сообщества». Представитель министерства иностранных дел Ван Вэньбинь также заявил, что Пекин «надеется на скорейшее прекращение потрясений и восстановление экономического и финансового порядка» в Афганистане. Он сказал: – «Китай готов и дальше играть активную роль в содействии миру и восстановлению Афганистана, а также помогать нации повышать способность к саморазвитию и улучшению условий жизни людей». Это ближе всего тому моменту, когда Китай объявил о своей стратегии возглавить восстановление Афганистана. Несомненно, Инициатива «Один пояс – один путь» готова сделать большой шаг вперед в регионе.

Соответственно Китай позиционирует себя и с соседями Афганистана. Поскольку Пакистан и Иран являются близкими союзниками, экономические и стратегические возможности Китая будут феноменально расширяться в регионе Центральной и Западной Азии. Индийские стратеги должны предвидеть все это, вместо того, чтобы связываться с США и оставаться в тени, им стоит задуматься. Самым большим результатом событий в Афганистане станет то, что лейтмотив региональной политики смещается в сторону геоэкономики. А ранние пташки, как говорится, всех червячков ловят.

Инвестиции в порт Чабахар на юго-востоке Ирана не должны пропадать даром. Новое мышление, позволяющее начать новое сотрудничество между Индией и Ираном, согласуется с огромными экономическими проблемами и возможностями восстановления Афганистана. Требуется смелое мышление. Подобно Китаю, Индии следует соединить точки и двигаться вперед, имея целостную картину и долгосрочную перспективу.

М.К. БХАДРАКУМАР