Когда смотришь вокруг детей как взрослый, то видишь миллион опасностей - острые углы, это можно съесть и отравиться, это можно на себя уронить, тут электричество и т.д.
Конечно, хочется детей от всего этого защитить. Но на практике все время вокруг детей бегать нереально, продуктивнее детей самих научить безопасному поведению.
Опишу один из эффективных приемов, который сам успешно применяю. Итак, если запрещать детям трогать нож, они когда-то дотянутся и порежутся, если запрещать приближаться к огню, то улучат момент и обожгутся.
Горячо
Обычная бытовая опасность - горячая посуда, еда, чай. Прием простой: когда ребенок проявляет интерес и я замечаю что тянется к чашке с горячим чаем несколько раз повторяю "Горячо", беру ребенка за ручку и прикасаюсь вместе с ним на долю секунды к источнику опасности,. Ребенок чувствует боль, но обжечься конечно не успевает. Несколько раз повторяю этот же прием. И очень быстро ребенок запоминает смысл слова "горячо", при произнесении слова сам отдергивает руку от опасного объекта. В результате примерно с года дети рефлекторно не трогают горячее. Несколько позже объясняю признаки горячего (яркий цвет, пар и т.д.), как остудить кашу, что может быть горячим и т.д. И ребенок потенциально опасным объектом обучается управлять (остудить, передвинуть, изолировать).
Остро
Еще одна опасность - порезаться, острых предметов предостаточно. Такая же последовательность обучения. Ребенок тянется к острому предмету, говорим ключевое слово "Острый", и прикасаемся к острию швейной иголки (если под новый год, то к сосновым) ручкой ребенка. Так чтобы было неприятно. Несколько раз повторяем прием и ребенок в год уже понимает значение слова "Острый", и остерегается острых предметов.
Следующая фаза - обучаем резать ножом. Здесь нужно каждый шаг объяснить, как положить половинку яблока на ровную поверхность, какой стороной ножа резать, как пилить, как держать второй рукой чтобы нож не соскользнул. Здесь нужно внимательно следить, потому-что ребенок порежется раньше или чуть позже. Когда заплачет, успокоить и вновь объяснить правила безопасности. Детям, когда они научатся хоть немного пользоваться ножом, так нравится резать яблоки, огурцы, другую еду и участвовать в приготовлении еды вместе с родителями.
Правильный рефлекс - основа обучения
Показанный прием невероятно эффективен для обучения применения во благо неизвестных для ребенка объектов. Малыши обучаются невероятно быстро, вначале проводится закрепление правильного рефлекса или дрессировка, затем некоторые знания знания об объекте, навыки применения. Для взрослых зачастую эффективна такая же схема, смотри мою публикацию по теме (Ключевой прием для быстрого прогресса в обучении).