По мере распространения вакцин в начале этого года пандемический коронавирус, казалось, почти волшебным образом исчез из некоторых стран. Но теперь, когда в странах с высоким уровнем вакцинации, включая Израиль и Великобританию, где, казалось, COVID-19 уже был ликвидирован, наблюдается всплеск случаев инфицирования вариантом Delta, многие полностью вакцинированные люди задаются вопросом: насколько они действительно защищены? Хотя большинство данных по-прежнему указывают на то, что вакцины очень эффективны в предотвращении тяжёлых случаев болезни и смерти, первоначальные надежды на то, что они также смогут подавить передачу вируса и полностью предотвратить случаи инфицирования вакцинированных людей, испарились. Неясно, насколько эти тенденции отражают возможное постепенное снижение порождённого вакцинацией иммунитета, а также насколько это всё связано с необычайно заразной природы варианта Delta и оправдана ли сейчас массовая ревакцинация.
Ниже мы рассмотрим некоторые из ключевых вопросов о вакцинах на новом этапе пандемии с преобладанием Delta-варианта.
Как Delta влияет на эффективность вакцин?
«[Эффективность вакцины] падает с появлением Delta. Это бесспорно», — говорит Лейф Эрик Сандер (Leif Erik Sander), эксперт по инфекционным заболеваниям из университетской клиники Шарите (Charité University Hospital) в Берлине.
Но разные исследования расходятся в мнении о том, насколько именно она падает. В опубликованном 18 августа докладе, в котором анализировались еженедельные отчёты о проживающих в домах престарелых по всей территории США, учёные утверждают, что эффективность вакцин с матричной РНК (мРНК), производимых компаниями Pfizer и Moderna, против всех инфекций снизилась с 75% (до появления варианта Delta) до 53% (после его появления). Сейчас на этот вариант приходится более 90% случаев заболевания в США.
В большом исследовании из Великобритании, опубликованном на днях в виде препринта, использовался отчет Управления национальной статистики об исследовании случаев COVID-19, в рамках которого регулярно тестируется более 300 000 случайно отобранных людей по всей Великобритании. В отчёте сравнивалось количество полностью вакцинированных и невакцинированных участников исследования, у которых тест на SARS-CoV-2 оказался положительным в течение двух временных периодов: с декабря 2020 года по 16 мая этого года, когда преобладал вариант Alpha, и с 17 мая по 1 августа, когда преобладал вариант Delta. Исследователи обнаружили, что для двух основных вакцин, используемых в Великобритании — мРНК-вакцины компании Pfizer и вакцины на основе аденовируса, разработанной Оксфордским университетом (University of Oxford) и компанией AstraZeneca — защита от симптоматической инфекции значительно снизилась в период Delta, до 84% для Pfizer и 71% для AstraZeneca. Они также обнаружили, в соответствии с результатами других исследований, что по сравнению со случаями инфицирования, вызванными вариантом Alpha, люди с вариантом Delta в среднем имели гораздо более высокую вирусную нагрузку в носу или горле, что говорит о том, что они более склонны к передаче вируса окружающим.
Крупное исследование медицинских карт пациентов в Нью-Йорке, опубликованное на неделе, поведало аналогичную историю: эффективность трёх разрешённых в США вакцин против всех инфекций SARS-CoV-2 снизилась с 91,7% до 79,8% в период с мая по июль, когда в регионе возобладала «Delta«.
Так ослабевает ли иммунитет?
Хотя до сих пор ведутся споры, лабораторные тесты показывают, что вариант Delta не особенно хорош в том, чтобы уклоняться от антител, вырабатываемых вакцинами или предыдущей инфекцией. Это оставляет два наиболее вероятных объяснения роста числа «прорывных» случаев: свирепая инфекционность Delta или постепенное ослабление иммунитета, порождённого вакциной. Исследуемые жители американских домов престарелых — пожилые люди, и уровень их иммунного ответа на вакцину может снижаться быстрее, чем у других групп населения. Они также были одними из первых, кто получил вакцину — некоторые ещё в декабре 2020 года.
Британское исследование попыталось решить эту проблему, сосредоточившись на периоде времени после того, как Delta стала доминировать, и на корреляции уровня инфицирования со временем, прошедшим с момента получения человеком второй дозы вакцины. Исследовательская группа обнаружила, что с ходом времени прорывы действительно несколько увеличиваются. Люди, получившие вакцину AstraZeneca, имели 68% защиты от инфекции через две недели после второй прививки и 61% через 90 дней. У тех, кто получил вакцину с мРНК от компании Pfizer, спад был более резким: через 14 дней после второй дозы она, казалось, обеспечивала 85% защиту от всех инфекций Delta, симптоматических или нет, но через 90 дней этот показатель снизился до 75%.
«Возможно, защита Pfizer снижается с первоначально очень высокого уровня, а затем стабилизируется, или же людям, получившим две дозы Pfizer, потребуется третья», — говорит Сара Уокер (Sarah Walker), эпидемиологиня из Оксфорда, возглавлявшая исследование в Великобритании.
В Израиле, где использовались только вакцины Pfizer, исследователи также обнаружили, что у людей, полностью привитых в январе, риск заражения SARS-CoV-2 в июне и июле был в два раза выше, чем у привитых в апреле.
Однако Дэвид Дауди (David Dowdy), эпидемиолог инфекционных заболеваний из Университета Джонcа Хопкинса (Johns Hopkins University), отмечает, что очевидное снижение уровня защиты может иметь и другие причины, включая изменения в поведении отдельных людей и скорость передачи инфекции в обществе. Дауди отмечает, что в нью-йоркском исследовании эффективность вакцины COVID-19 в наибольшей степени снизилась у 18—49-летних и в наименьшей — у людей старше 65 лет. Это говорит о том, что увеличение рискованного поведения среди более молодых людей — например, посещение ресторанов, баров и концертов — также может объяснять эту тенденцию.
«С момента последней волны поведение людей существенно изменилось, стало меньше масок и больше больших собраний», — говорит он.
Потенциал более частых и более интенсивных контактов с течением времени играет определённую роль — наряду с дельтой или возможным ослаблением вакциногенного иммунитета.
Защищают ли вакцины от тяжёлых случаев заболевания?
Здесь последние данные более обнадеживающие.
«Защита от госпитализации выглядит вполне стабильной», — говорит Сандер.
В нью-йоркском исследовании, например, эффективность вакцины против случаев COVID-19, требующих госпитализации, оставалась близкой к 95%. Данные Министерства здравоохранения Израиля свидетельствуют о том, что защита от тяжёлого заболевания по-прежнему составляет почти 92% для людей 50 лет и моложе и 85% для людей старше 50 лет. По оценкам службы общественного здравоохранения Англии, две дозы вакцины обеспечивают 96% защиты от госпитализации.
Почему дополнительная вакцинация вызывает споры?
Решение США начать кампанию по ревакцинации всего населения вызвало пылание протестных настроений как ненужное (ведь привитые люди всё ещё в значительной степени защищены от серьёзных заболеваний) и неэтичное — в свете нехватки доз вакцины во всём мире. Однако несколько других богатых стран также сделали или планируют сделать этот шаг. Израиль, например, начал организовывать ревакцинацию для всех людей старше 50 лет и рассматривает возможность распространить это предложение на всех граждан 40 и старше. Германия заявила, что в следующем месяце начнёт предлагать ревакцинацию людям с высоким риском. В Великобритании некоторые официальные лица заявили, что третьи дозы могут быть введены в следующем месяце, хотя официального решения принято не было.
* * *
В России Минздрав ещё в июне рекомендовал ранее вакцинированным против COVID-19 гражданам «в период эпидподъёма» ревакцинироваться через шесть месяцев после второй дозы прививки.
* * *
Все согласны с тем, что для людей с ослабленной иммунной системой, будь то из-за возраста или болезни, ревакцинация может обеспечить важную защиту.
«Есть часть населения, для которой двух прививок недостаточно. Для некоторых групп людей требуется трёхдозовый режим», — говорит Сандер, который изучал эффект от ревакцинации у пациентов с ослабленным иммунитетом.
Он посоветовал правительству Германии предлагать ревакцинацию всем людям старше 60 лет. По его словам, дополнительные вакцины для медицинских работников и близких людей с ослабленной иммунной системой также, вероятно, полезны для предотвращения передачи вируса уязвимым группам населения и сохранения работоспособности медицинских работников в условиях нехватки мест в больницах.
Но когда речь идёт о широких слоях населения, особенно о молодых людях с низким риском тяжёлого течения заболевания, преимущества ревакцинации могут не перевесить сомнений по поводу справедливости этого шага в условиях нехватки вакцины в мире, считает Сандер. Тем не менее, он отмечает, что личный выбор не всегда совпадает с самой мудрой социально-политической позицией:
«Я сам всё же предпочту сделать третью прививку, чем подхватить вирус», — отмечает он.
Есть ли реальные доказательства того, что дополнительная вакцинация от COVID-19 помогает?
Пока немного, но вполне вероятно, что в какой-то степени поможет. Для других вакцин ещё одна доза, введённая через несколько месяцев или лет после первой дозы, может обеспечить более длительную защиту. В исследовании вакцины COVID-19, проведённом в июне, сообщалось, что реципиенты трансплантатов органов, плохо реагировавшие на две дозы мРНК-вакцины, вероятно, из-за иммуносупрессора, который они принимают, лучше реагировали на третью дозу. У восьми из 24 пациентов, у которых не было антител после двух доз, антитела появились после третьей, а у шести пациентов, у которых был низкий уровень антител, он повысился после ревакцинации. Предварительные данные, опубликованные одной из медицинских компаний Израиля, свидетельствуют о том, что третья доза была «на 86% эффективна» в профилактике инфекций у людей 60 лет и старше через неделю после ревакцинации, однако никаких других подробностей предоставлено не было, что делает оценку этой цифры практически невозможной.
«Третья доза — хорошая идея», — говорит Акико Ивасаки (Akiko Iwasaki), иммунологиня из Йельского университета (Yale University).
И хотя в первую очередь получать её должны группы риска, учёная добавляет:
«Если доз будет достаточно, я думаю, это будет полезно и для широких слоёв населения».
Она отмечает, что более высокая вирусная нагрузка, наблюдаемая при прорывных инфекциях, не зависит от возраста, поэтому даже для двадцатилетних более высокий уровень иммунитета может помочь держать вирус под контролем, помогая предотвратить передачу.
По словам Ивасаки, не только тяжёлые заболевания представляют серьёзную проблему для общественного здравоохранения, но и сохраняющиеся лёгкие случаи инфекций SARS-CoV-2:
«Мы знаем, что в результате прорывных инфекций, может случаться и тяжёлый ковид. И пусть это всего лишь 1% случаев заражения, потенциальному риску подвергается достаточное количество людей, поэтому я считаю, что мы должны сделать всё возможное, чтобы этого не произошло».
Автор — Гретхен Фогель, Science.
Перевод — Мария Толмачёва, XX2 ВЕК.