Итак, ранним утром в субботу, в день ПДР я была в роддоме - с текущими водами, подкрашенными меконием (первородным калом), без единой схватки и, считай, без открытия, ведь 1 см - это может быть и норма для последних сроков беременности. (О том, как все начиналось, я писала в предыдущей статье.)
Чем это было плохо? Безводный период сам по себе - это риски попадания инфекции в полость матки, и у рожениц с отошедшими водами должны внимательно отслеживать признаки инфекции. Им могут ставить антибиотики (через определённое время после отхождения вод и после родов). В моем случае все осложнялось еще наличием мекония - т.е. в какой-то момент внутри малыш покакал из-за возникновения небольшой (надеюсь) гипоксии, неизвестно когда и неизвестно в каком объеме (например, если приличное количество и некоторое время назад, то из-за обновления вод концентрация могла бы уже снизиться). Но и глотать такие воды ребенку опасно... В общем, для меня обычная выжидательная тактика ведения безводного периода, когда можно спокойно ждать самопроизвольного начала родов, была вряд ли применима.
Где-то час-полтора после моего размещения в предродовой палате (на двух человек) не происходило ничего. Я ждала, что кто-нибудь придет и что-нибудь будет делать, но это все началось ближе к 6 утра. А до того я лежала, думала, поглаживала живот и прикидывала, смогу ли и успею ли поспать. Впрочем, сна не было ни в одном глазу (и зря, между прочим, заснула я потом только через сутки). И еще я размышляла, начнутся ли роды сегодня сами, и что я могу сделать, чтобы они начались. По моему глубокому в тот момент убеждению, сделать я могла две вещи - расслабляться «изо всех сил», что называется, чтобы не мешать организму и мышцам самим запустить процесс; а еще - уговаривать его и их это сделать, ну или максимально настраиваться на то, что это произойдёт, мы с этой задачей справимся. Для меня очень важно было «начать» самой, поскольку я понимала, что чем больше вмешательств - тем сложнее и субъективно тяжелее роды (об этом говорила и теория, и опыт родивших девочек из нашего большого «беременного» чата), а если совсем не зарожаю, то это будет кесарево... Поэтому вскоре после того, как я поняла, что пока особо ничего не происходит, я вставила в уши наушники с аудио с курсов по подготовке к родам, и углубилась в расслабление и аффирмации о том, что все сложится хорошо, что организм готов наилучшим образом, и раскрывается навстречу ребенку. Это был такой классный момент единения с собой и своей природой, погружения в «приятное» - приятные мысли и приятные воспоминания, момент, когда реальность немного отступает на второй план, а на первый выходит концентрация на себе и чем-то хорошем. Примерно такого я для себя и хотела (о том, какие роды мне виделись, я писала ранее), но в роддоме, конечно, это на порядок сложнее организовать. Много отвлекающих моментов и совсем не так уютно и комфортно, как дома...
Не успела я дослушать первую двадцатиминутную запись, как к нам в палату стали приходить. И к соседке, и ко мне. У меня собрали историю и анамнез, поставили КТГ. КТГ - это прямо отдельная история, конечно, жалко, что ее ставят на все время родов (я провела с датчиком на животе, считай, все 20 часов), хоть и в моем случае, думаю, это оправданно, так как нужно постоянно следить за состоянием ребенка. Но у меня аппарат а) вызывал только большую тревогу - что с сердцебиением? почему перестало быть слышно? нормален ли такой ритм?.. (хотя кого-то, я знаю, наоборот успокаивает), и б) причинял неудобства, особенно когда хотелось поменять позу - только сядешь покомфортнее, сразу теряется сигнал. А в родах, во время интенсивных схваток от него становится горячо в том месте, где датчик стоит на животе, и больно. Хоть и, вероятно, нужная и полезная вещь, но я бы лучше обошлась без нее или согласилась на периодическую установку, не все время. Но увы, в роддоме этот пункт с одной стороны, не обсуждается (считается, что провод длинный и двигаться не мешает, а значит, чего бы вам отказываться), а с другой стороны, я из-за этого сама не спорила, так как сочла, что в моем случае лучше потерпеть, чем нести риски пропустить, если вдруг малышу станет хуже.
Часов в семь утра пришел врач (его потом сменит другой), не тот, который меня осматривал, и началось. Он проверил открытие, и стал ничтоже сумняшеся описывать, что сейчас мне принесут катетер (Фолея) для подготовки шейки. Это причем было не предложение, это не был вопрос, это предполагалось как... вроде бы совершенно обычное, рутинное действие, которое тут только и можно произвести. Я удивилась (я же знаю, что это все же вмешательство в естественный процесс, может быть, сначала бы стоило объяснить мне, зачем оно нужно?), спросила, можно ли обойтись без этого. Здесь уже удивился врач, и мне пришлось объяснять, что я знакома с протоколом (клиническими рекомендациями по ведению безводного периода), что я бы предпочла выжидательную тактику, возможна ли она в моем случае?.. Врач смешался, немного переоценил метод ведения со мной разговора и вроде бы даже стал более корректным. Я словно бы увидела у него в глазах перещёлк - вот, я только что была обычным, «протокольным» случаем, где не надо задумываться, а теперь уже я человек, с которым надо поговорить и на которого надо посмотреть повнимательнее.
Он не отказался от выжидательной тактики и не пришел в ужас, что нужно срочно-срочно спасать меня и ребенка (отсутствие этого ужаса далее я воспринимала как подтверждение, что все не сильно криминально и действительно можно подождать), но сказал, что тогда нужно будет оформит отказ от стимуляции. Причем все время до прихода другого доктора из новой утренней смены (с которым потом я и рожала), как потом выяснилось, они рассматривали и другие варианты стимуляции - и мифепристон (таблетка, вызывающая сокращения матки, ее еще используют для абортов), и окситоцин... Такое ощущение, что у каждого врача (а со мной и общались трое - при поступлении та, которая проводила осмотр, тот, который говорил утром, и тот, который в итоге вел роды) был для меня свой способ запуска родов. Что, как по мне, свидетельствовало о том, что идеального или особо нужного варианта, собственно, у них нет, что каждый скорее выбирает что-то своё (по непонятным и необъясняемым для меня критериям), чуть ли не методом перебора.
В общем, я-то хотела дождаться естественного начала. Тем более, что с 6 до 9 утра организм стал подавать мне знаки, что собирается начинать - это были не то чтобы даже схватки. Скорее, легчайшая тень тех ощущений, которые придут потом. Сначала небольшое потягивание живота, в самом деле похожее на то, что бывало у меня при начале месячных. Потом периодические цикличные ощущения интенсивности уже поболее (но честное слово, легче объяснить, что такое натуральные схватки, чем вот это). Первый раз я включила счетчик схваток где-то в полседьмого утра, и периодичность в самом деле стала просматриваться (полминуты-секунд 40 через 6 минут). Это меня ободрило и обрадовало (значит, организм хотел и мог сам!), хоть и я не была уверена, что это прям схватки - ощущения легкие, совсем не больные, и вообще вроде где-то просто чуть-чуть потягивает... Врачи спрашивали меня, есть ли схватки, что я чувствую, я пожимала плечами и говорила, что не уверена, но что-то есть. На что мой врач смеялся и говорил, что когда начнется в самом деле, я уже ни с чем не перепутаю и не буду сомневаться, а если сомневаюсь, то значит, ничего и нет.
То есть он, конечно, по-своему прав, когда ощущения стали в разы интенсивнее, там уже сомневаться не приходилось, это так и есть. Но и тогда, ранним утром, я тоже знала, что что-то происходит (и это давало мне силы ждать), и игнорировать сигналы собственного организма было бы странно.
В итоге, 8 часов после поступления в роддом так и прошли - отнекивания в разговорах с врачами в попытках отложить стимуляцию и выяснить, могу ли реально я позволить себе подождать (тут причем двоякая ситуация - по КТГ с ребенком вроде все ок. Но никто же не залезет ко мне внутрь?.. Никто же не знает, заглотил он уже свои желтенькие воды или нет?.. Что дальше будет с нами, если ждать или если нет?.. В общем, врачи только большей частью пожимали плечами и оставляли решение мне, но хоть не пугали и не стращали всякими ужасами за мое желание оттянуть, спасибо им за это большое); сомнительные схватки и погружения в аудио. Чем дальше, тем ощущения, впрочем, становились сильнее, лежать становилось все некомфортнее - а выбор позы весьма, между прочим, в предродовой ограничен, там же нет ни фитбола тебе, ни стульчика, ничего. Можно лежать на кровати, можно сидеть, можно отойти в пределах метра от аппарата КТГ, судорожно поправляя датчик в попытках не сбить сигнал. Сомнительное это все удовольствие, если честно... Но записи и правда помогали. Расслабляться получалось, не убегать в беспокойство или тем более в истерику получалось, приветствовать и благодарить каждое новое ощущение, приближавшее реальное начало родов и встречу с малышом - тоже. На самом деле, кстати, благодарность и радость за ощущения - это и вправду отличный анестетик, для меня это работало лучше всего в первые часы. Ну, пока я вообще могла сконцентрироваться на чем-то помимо боли, прямо скажем.
Где-то в середине (часов в 9 или в 10) врач снова меня посмотрел, на вопрос об открытии разочарованно ответил - так же, 2 сантиметра. Но я-то помнила, что был один! Значит, процесс и в самом деле идет, и я действительно, возможно, смогу зарожать сама.
Помню, был момент, когда я сидела на краю кровати, ссутулившись (так было удобнее всего, в других позах было больнее), на кровати напротив была уже другая девушка (мы с ней еще вместе окажемся в послеродовой). Я сидела, закрыв глаза, слушая запись, медленно долго дыша на схватку и стараясь соблюдать нужный ритм и расслабляться сильнее между... Это был такой самый благостный период родов, когда легко уходить в себя, в процесс, еще не сильно больно, но ты уже знаешь, что это оно, процесс идет. Совершенно не страшно, неизвестность потихоньку разворачивается в «сейчас», и это забирает все внимание, а чем дальше, тем думать получается меньше...
Где-то посередине, кстати, я успешно сходила в туалет (в роддоме он был один на две палаты, в небольшом «предбаннике» перед ними) - клизму мне при поступлении не предлагали, а я и не попросила. Ну вот, все и получилось само собой, очень удачно.
Ближе к 12 врач спросил меня, сколько же я готова ждать, продолжая отказываться от стимуляций (к тому моменту, как я понимаю, они меня уже активно обсуждали между собой, так как днем при переводе в род блок акушерка прочитала мне эмоциональную и длинную лекцию со вступлением «это вы у нас ничего не хотите??» о том, как нужно слушаться врачей и не отказываться от того, что предлагают; хорошо, хоть врач никаких таких лекций читать не стал). Я сказала, что готова ждать еще несколько часов, но что процесс, по-моему, уже запустился, и интервалы между чем-то моим «непонятным» сокращаются, а продолжительность ощущений растет... На том и порешили, и вопрос со стимуляцией снялся, слава богу, сам собой.
Еще через час я уже не сомневалась, что это настоящие схватки, и попросила о переводе в род блок, но об этом расскажу уже в следующей статье.