В большом интервью «ВЭДсовету» заместитель генерального директора группы компаний «Белёвская пастильная мануфактура» Наталья Шавель рассказывает историю старинного производства белёвской пастилы, о том, как зарождалась экспортная традиция в конце XIX – начале XX в.в., и как натуральные русские сладости покоряют новые зарубежные рынки уже в 21 столетии.
Наталья, расскажите, пожалуйста, о продукте, который вы производите и экспортируете.
— Мы производим традиционные русские сладости — белёвскую пастилу, но не только её. У нас довольно широкая номенклатура. Наша отличительная особенность — производство кондитерских изделий ручной работы из натуральных ингредиентов.
Подчеркну, что белёвская пастила — это продукт, а не название нашей компании, наш бренд — «Белёвская пастильная мануфактура». Всего в городе Белёве (Тульская область) 22 производителя белёвской пастилы. Мы самые крупные, одни из немногих, кто делает пастилу по традиционном русскому рецепту — из яблок (то есть в составе именно яблоки, а не яблочное пюре).
Больше информации - в нашем телеграм-канале!
Завод «Белёвская пастильная мануфактура», который сейчас нам принадлежит, был построен в 1881 году. Это настоящая первая мануфактура купца Амвросия Прохорова, на которой производили пастилу таким образом: на 3 килограмма яблок приходилось всего 100 граммов сахара или мёда, белок одного яйца. Сейчас мы сахар не добавляем — в яблоках и так его достаточно, но традиционный рецепт таков. Сейчас производим продукцию и без добавления сахара.
Амвросий Прохоров, кстати, придумал этот продукт изначально как способ хранения яблок: их много, холодильников нет, и что с ними делать, непонятно.
Белёвская пастила мгновенно стала популярной, позднее открылся магазин на большой Никитской в Москве. Её стали вывозить на различные международные выставки в Париж и в Лондон: в то время был довольно подвижен высший слой дворянства, который полюбил пастилу и возил её с собой. А уже после революции благодаря белой эмиграции о продукте узнали даже в Австралии и США.
Получается, о продукте уже знали за рубежом?
— Да, история экспорта белёвской пастилы началась задолго до нашего прихода на рынок.
XX век был сложным для страны и лично для купца Амвросия Прохорова. В 1918 году завод национализировали. После этого предприятие фактически остановило работу, никто не стал этим заниматься: пастилу производить очень сложно и долго, это почти ручной труд.
Производство занимает от 7 до 14 дней. Яблоки пекутся, из них делается пюре, его взбивают, потом долго сушат. Получившийся «пирог» потом предстоит разрезать, что тоже целая технология.
Так вот это сложное производство перешло на микроуровень. Пастила больше не была доступна для массового потребления, делалась только для Кремля или для подарков за рубеж. Просто в магазине её купить было нельзя. В результате в России продукт забыли.
Выходит, что помнили о нём только представители белой эмиграции за рубежом.
Каким образом удалось возродить и производство, и экспортную традицию?
— В 2010 году мы возродили производство белёвской пастилы, возобновили рецептуру. И пять лет мы просто кормили ею людей на улицах, ярмарках, выставках затем, чтобы просто возродить пищевую привычку, воспоминание о белёвской пастиле. И знаете, добились колоссальных успехов на российском рынке.
И только в 2015 году мы стали задумываться об экспорте.
Почему экспорт, спросите вы, ведь это дорогой и сложный инвестпроект? Мы считаем, что экспорт — двигатель прогресса, для нашей компании в частности.
Есть мировые игроки, которые создают бренды, задают направления в профессиональных сферах. Так получилось, что тренды по здоровому образу жизни задаёт Европа, тренды цифровизации — Азия. И если ты не ездишь по миру, не получаешь этот опыт, то ты, конечно, можешь производить продукт до определённого уровня, но на этом, вероятно, и остановишься.
Мы всё же решили пойти путём развития. Стали ездить на выставки по всему миру и ярмарки. Точно так же, как в России, мы кормили пастилой китайцев, индонезийцев, испанцев, американцев, немцев. Ездили куда могли, знакомили всех с продуктом.
То есть это такая предэкспортная подготовка, верно? И что дал этот опыт?
— Например, мы выяснили, что южнее Милана и южнее Таиланда пастилу не едят, видимо, продукт не очень пришёлся по вкусу. Но это скорее исключения. Пока мы 2,5 года ездили на выставки, мы поняли, что в целом наша продукция по вкусу подходит очень многим рынкам. Постепенно на этих выставках и ярмарках мы начали искать локальных небольших покупателей и потихоньку экспортировать. И первым рынком сбыта стали страны Европы, которые ещё помнили, что такое белёвская пастила.
И кому пастила особенно пришлись по вкусу?
— Основные наши потребители живут в Германии, так было и остаётся по сей день. Тому много объективных причин: это и экономика, и большая русская диаспора (одна из самых больших в Европе). Также нас полюбили во Франции, Австрии, Польше, в Прибалтийских странах, Голландии. Это самые стабильные страны-партнёры для экспорта наших сладостей.
Мы отправляем за рубеж этническую упаковку с традиционным продуктом как дань уважения соотечественникам — они дали нам старт для экспорта.
Вторым рынком после Европы стали США. Изначально мы тоже выходили туда на нашу диаспору. Конечно, этнический рынок очень мал, чтобы рассматривать его как основную целевую аудиторию, тем не менее, имея специальные международные бренды для экспорта на локальные рынки, мы обязательно отправляем нашу этническую упаковку с традиционным продуктом как дань уважения соотечественникам, ведь по факту они дали нам старт для экспорта.
Третьим большим рынком стал рынок Китая, на который мы целились с 2018 года.
Как на экспорте вашей продукции сказалась пандемия?
— Я считаю, что победа нашего экспортного отдела — выход на четыре новых рынка в период пандемии (это с учётом того, что мы за полтора года не посетили ни одного профильного мероприятия). Так, мы вышли на рынок Японии и рынок Казахстана, на онлайн-рынок Германии (он, конечно, не совсем новый, но ранее мы не были представлены в онлайне, пандемия дала толчок), а также на рынок Белоруссии.
Ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал !