Найти тему
Историческое дело

Наглые гении. Самые известные фальсификаторы в истории искусства

Оглавление

В мире искусства подделки не дают спать по ночам историкам, исследователям, покупателям и коллекционерам.

Считается, более десяти процентов произведений, которыми мы можем любоваться в музеях, — подделки. Как такое возможно, что даже в лучших учреждениях культуры мошенничество не всегда обнаруживается?

Орсон Уэллс, американский кинорежиссер, заявил, что «подделка стара как райский сад». Он был прав, первые подделки начали появляться вместе с развитием искусства, очень давно.

Некоторые из них до сих пор уютно висят на стенах известных музеев. Но для таких блестящих подделок, нужны не менее гениальным создателям.

Кто самые известные фальсификаторы в истории искусства? Вот три самых известных и талантливых мошенника.

Хан ван Меегерен — недооцененный художник, выдающийся фальсификатор

Хан ван Меегерен был голландским художником. Он родился в 1889 году, так что определенно слишком поздно. Почему уже поздно?

Потому что его работы прекрасно сочетаются с эстетикой картин старых мастеров прошлых эпох, а значит, не вписываются в развивающиеся новые тенденции и вкусы начала ХХ века.

Ван Меегерен хвалили за его мастерство, но обвиняли в отсутствии оригинальности. Критики утверждали, что его картины были копиями старых работ.

За нелестные мнения амбициозный художник решил «художественно» отомстить — подделать.

Он решил подделать Йоханнеса Вермеера. Он выбрал этого художника не просто так - Вермеер был представителем искусства, которое Хан ценил больше всего.

Он хотел доказать, что умеет не только хорошо копировать, но и создавать изображения не хуже старых мастеров. И он доказал.

Однако перед тем, как нарисовать свою первую подделку, он готовился несколько лет — он проводил исследования работ Вермеера, экспериментировал с красками, искал старые холсты и кисти 17 века.

Он приложил такие усилия, что фактически создал картину 17 века. Самая известная подделка —это произведение 1937 года, известное как « Ужин в Эмаусе» или « Ученики в Эммаусе» , которое ван Меегерен продал за более чем 500 000 тысяч гульденов.

Подделки Ван Меегерена не были обнаружены до середины 1940-х годов. На суде художник признался, что за несколько лет подделал четырнадцать работ, девять из которых продал.

Он утверждал, что получил в общей сложности 7 167 000 гульденов за проданные подделки. Если бы он не притворялся кем-то другим, он бы не заработал так много.

Эрик Хебборн, забывший, что фальсификатор должен скрываться

У Эрика Хебборна, родившегося в 1934 году, было нелегкое детство. Родители обижали его, и в доме царила бедность.

В детстве он проявлял талант к живописи, но не мог рассчитывать на доступ к приличным инструментам, поэтому рисовал обожженными спичками.

Когда в школе обнаружили его коллекцию спичек, он был сурово наказан. Эрик в отместку поджег школу, за что попал в исправительное учреждение.

Однако ему удалось завершить образование и даже поступить в Королевскую академию художеств в Лондоне.

Он был талантлив — занимал призовые места в олимпиадах для студентов, получил стипендию, благодаря которой уехал в Рим. Тем не менее после окончания учебы он не получил признания в глазах критиков.

Поэтому он решил создать подделки, однако, он не имитировал существующие картины, а писал новые в стиле конкретного художника.

-2

Он начал с рисования эскизов малоизвестных художников, которые легко продавал. Позже он без колебаний писал картины от имени Рубенса, Коро или ван Дейка.

Он делал это настолько хорошо, что все вышедшие из его рук работы считались утерянными произведениями старых мастеров. Конечно, на подделках он нажил состояние.

Судя по всему, ему не хватало славы и признания для счастья, потому что он признался в своих подделках в 1984 году.

Мало того, в 90-е годы он опубликовал две книги - автобиографию «Втянутая в беду» и «Справочник фальсификатора картин» для фальсификаторов картин, в которых он описал свой стиль работы и посоветовал, что делать, чтобы обмануть экспертов.

В своих мемуарах Хебборн указал, какие коллекции включают его подделки, но музеи отрицали наличие фальшивых работ в своих коллекциях, хотя со временем подозрительные полотна были убраны с выставок и спрятаны на складах, как будто их никогда не существовало.

Вольфганг Бельтракки — знаменитость среди поддельщиков

Вольфганг Бельтракки сделал потрясающую карьеру подделывателя картин. Сорок лет он создавал подделки —пока его не поймали.

Как и Эрик Хебборн, он не рисовал подделки существующих работ, а создавал новые. Его жена Хелен помогала ему с продажей.

Они придумали идею, что Хелен будто бы унаследовала от деда картины известных художников. Благодаря этому им не пришлось отвечать на неудобные вопросы и объяснять, откуда у них такие ценные работы.

Первоначально Вольфганг создавал подделки в стиле художников восемнадцатого века, со временем он сосредоточился только на подделках художников двадцатого века, потому что краски и холсты того периода было легче достать.

-3

У него не было проблем с живописью, как у Макса Эрнста, Пабло Пикассо, Генриха Кампендонка или Фернана Леже. Он утверждал, что может изобразить любого художника.

К тому же писал очень быстро — иногда создавал одну картину за день или два. В результате быстро стал миллионером. Брак Бельтракки был полон роскоши.

Вольфганг прокололся случайно и по собственной невнимательности — на его фальшивой картине Макса Эрнста был обнаружен титановый белила, который не использовался при жизни художника.

Сам Белтракки признал, что он подделывал работы около 50 художников, но был признан виновным только в 14 подделках.

Он не сообщил точное количество проданных картин, мы можем только догадываться, что это сотни, если не тысячи, фальсифицированных работ в частных коллекциях и музеях по всему миру.

Несмотря на громкий судебный процесс, тщательного исследования, чтобы найти какие-либо подделки, вышедшие из-под кисти Белтракки, не проводилось, поэтому они все еще где-то там.