Юльку, как всегда в эту пору, я застала на ненавистном ей огороде, любовь к которому ей так и не удалось привить. В спортивных штанах и старой майке она казалась неудачным спортсменом, который сошел с дистанции, в глазах ее была тоска и боль.
Ну, рассказывай, что случилось? Юльку я знаю давно и хорошо, даже лучше, чем она сама себя. В юности хохотушка и красавица, городская девочка влюбилась в сельского парня, и вышла за него замуж со всеми вытекающим, и как впоследствии оказалось отягощающими их совместную жизнь обстоятельствами - сенокосы, огороды, посадка и уборка урожая
Двадцать восемь лет назад, все виделось - совсем иначе. Будущий муж читал ей Есенина наизусть, галантно ухаживал и дарил маленькие милые презенты. По наивности ей казалось, что читая Есенина – он знаком с творчеством Ахматовой, Цветаевой и Тургенева… Возможно, Юлька не была тургеневской девушкой, но и коня на скаку – это тоже не о ней.
Оказалось, что стихи Есенина – входили в список донжуанского арсенала сегодняшнего мужа и не более. Что он нашел в ней для себя – не понятно и сегодня, они были такие разные. Как – то быстро все то, что он нашел когда – то в Юльке - исчезло, исчезло быстро и навсегда, как будто кто - то нажал кнопку - DELETE.
Первое время, каждый старался привить другому свое видение семейного уклада. Она просила посмотреть вместе фильм, обсудить интересный сюжет новой книги, погулять в парке возле нового фонтана, но быстро сдалась - муж засыпал на счет три без всякого воздействия гипноза. Он - мягко направлял ее назад в семью от всех ее мечтаний, желаний и прочих женских глупостей.
Я слушала ее и не понимала, а Юлька смотрела на меня глазами, в которых давно поселилась тоска и безысходность, и в который раз спрашивала меня дрожащим голосом –" И это все? Вся моя жизнь? Что это было?"
Со временем, стараниями сильной половины - над Юлькой была одержана победа, и в полное ее распоряжение поступил огород, который по какой – то причине гордо именовался дачей, дети – это исключительно женское дело, внуки, работа – никто не отменял, домашние дела и прочие хозяйские мелочи, о которых и говорить – то не стоит.
Возражения никто не принимал, живя каждодневными заботами, как и большинство, помогая дочери, которая осталась без мужа с ребенком, сыну – у него затянувшийся сложный период, по сути, она не имела своей жизни и прочесть книгу без осуждающего взгляда мужа – уже не получалось никогда. Это считалось бездельем и тратой времени на ерунду. Сопротивляться Юлька не научилась..
Не так давно Юлька узнала, что больна.
Нет, она не жаловалась мне, что не разу за все лето не надела сарафан, который я ей привезла в подарок, что никогда не видела моря, и наверное, уже не увидит никогда, живя в городе, не ходила с мужем в кино, театр, да и просто в кафе.
Она просто стояла передо мной в спортивных штанах, старой майке и тоскливо спрашивала меня в очередной раз, заглядывая в глаза – "Вся моя жизнь - что это было?"
Все было так понятно с самого начала их семейной жизни. Муж дети, внуки, работа и Юльке казалось, что вот сейчас она закончит все свои домашние дела, вот посадит,. . завершит прополку.., вот уберет урожай.. и тогда наденет свой новый сарафан…. Но всегда находилось что – то более важное, более нужное. Муж был так же галантен и предупредителен в отношении женского пола, но в Юльке давно перестал видеть женщину, просто удобное приложение к статусу женатого мужчины, сегодня уже свободного....