Всех удивило, что «Талибан» смог захватить власть в Афганистане за несколько дней, но в действительности исламисты многие годы системно и с невероятной жестокостью подготавливали своё возвращение.
Они продолжали контролировать часть территорий в стране, держали гражданское население в постоянном страхе. Афганскую же регулярную армию заполонили симпатизирующие им солдаты.
Важную роль во всём этом играет религия, почти все афганцы — мусульмане, большая часть — сунниты, и немногие — шииты. Но не все считают себя моджахедами, а напротив, предпочитают вести вполне либеральный образ жизни. Однако мусульмане, которые не соблюдают строгих религиозных предписаний, испытывают из-за этого угрызения совести и часто задаются вопросом: «Правильной ли дорогой я по жизни иду?» Поэтому к фундаменталистам в стране нередко относятся с почтением и уважением. Этот психологический феномен и ослабляет сопротивление сильно верующим талибам.
Смена власти в Афганистане обрадовала и других радикалов в исламском мире, а именно в Саудовской Аравии, Пакистане и других странах. Талибы даже получают финансовую поддержку от дружественных государств, в которой, впрочем, сильно не нуждаются, ведь у них в стране налажено самое масштабное производство опиума в мире и они доминируют на рынке героина. Моджахеды уже заработали миллиарды на этом преступном бизнесе, а после захвата власти в стране их позиции только усилятся. Также деньги им приносят добыча железной руды, мрамора, меди, золота, цинка и редких материалов. Однако чаще всего «Талибан» не сам управляет предприятиями, а просто берёт деньги за защиту. Став официальным правительством, организация наверняка назовёт этот рэкет «налогами».
Из-за ухода США в стране вспыхнул пожар, который перекинется на соседние государства и рано или поздно дойдёт до Европы. «Талибан» будет и дальше устраивать беспорядки в Пакистане, поддерживать исламистов в Таджикистане, уйгуров — в Китае, а также подогревать протестные настроения на мусульманском юге России. Афганистан станет конкурентом шиитскому Ирану, вдохнёт новую жизнь в движение «Братья-мусульмане» и ХАМАС, а также приведёт к увеличению потоков беженцев в Европу.
Любые обещания, которые талибы дали до вывода американских войск, они не сдержат. Ведь мирное соглашение, подписанное в Дохе, предусматривало создание совместного с афганскими властями правительства. Исламисты же требуют от своих противников безоговорочной капитуляции и хотят править одни. Это в очередной раз показывает, что с террористами нельзя вести переговоры.
Провал США в Афганистане; предательство всех тех афганцев, которые поверили, что могут жить в более свободной и немного более процветающей стране; мощный удар по международному авторитету Америки, НАТО и лично президента Джо Байдена.
Оглядываясь назад, мы можем увидеть ключевую ошибку того периода в речи Буша 2002 года «О положении в стране», когда, воспользовавшись словами Фрума, он назвал врагов Америки «осью зла». Ни одна из трёх стран, которые он обвинил в том, что они спонсируют терроризм (Иран, Ирак и Северная Корея), не несёт ответственности за провал Америки в Афганистане и за возврат «Талибана».
Всё вышесказанное не призвано отвлечь внимание от более насущных и трагических проблем — недостатка морали и признаков некомпетентного планирования, что не является чем-то новым для международных действий Америки.
Сегодня уже не может быть никаких реальных сомнений в том, что мы живём в постамериканском мире. В 2008 году Фарид Закария опубликовал книгу с этим названием («Постамериканский мир»), многие сочли его вывод поспешным. А сегодня он выглядит дальновидным и проницательным.