Вы когда-нибудь слышали великий альбом, состоящий исключительно из «объедков», оставшихся неизданными в предыдущих релизах? Если слышали, то скорее всего это был именно объект моего сегодняшнего внимания.
Давайте поговорим о «Tattoo You», крутейшем альбоме великих The Rolling Stones, вышедшем ровно 40 лет назад, 24 августа 1981 года.
Непростое десятилетие для одной из главных рок-групп мира началось с выходом в июне 80-го альбома «Emotional Rescue». Его диско-звучание, ориентированное в первую очередь на то, чтобы развить успех ныне культового «Some Girls» 1978 года, в 1980-м вызвало уже гораздо меньше энтузиазма и альбом получил смешанную критику.
Примерно на этот же период приходится начало (хотя ещё большой вопрос, где было то начало?) знаменитой продолжительной ссоры между двумя лидерами группы, Китом Ричардсом и Миком Джаггером. Гитарист, завязавший с тяжёлыми веществами, порывался уехать на гастроли в поддержку нового альбома The Rolling Stones. А вокалист этому всячески воспротивился, поставив будущее коллектива под сомнение.
У остальных участников также были свои интересы. Ронни Вуд увлекался химией попроще и вовсю занимался сольной карьерой, Чарли Уоттс держался в стороне, а Билл Уаймен налаживал личную жизнь и тоже принялся записывать собственный материал. Вот его слова из 1980 года:
«Вы действительно расстраиваетесь, находясь в такой группе, как The Stones, потому что это может быть ограничивающим фактором. У нас пять человек, слушающих абсолютно разную музыку. Кит без ума от регги и Джерри Ли Льюиса, Мик слушает нью-йоркские радиостанции и фанк, Чарли вернулся в Англию, слушая Бикса Байдербека, а я на юге Франции слушаю Хэнка Уильямса. Мы склонны собираться вместе только тогда, когда есть работа. Это действительно похоже на Рождество с семьёй: вы хорошо ладите, но знаете, что не смогли бы жить бок о бок даже в течение месяца. Я бы не смог жить с Китом или Миком и уверен, что они тоже этого не хотели бы».
Казалось бы, о какой совместной работе может идти речь? Но всё же Кит продавил свою историю и на 1981 год у The Rolling Stones таки наметилось турне: во второй половине года группа планировала отправиться в США, а в 1982-м покататься по Европе.
Правда «Emotional Rescue» уже терял актуальность к этому моменту, а потому пришлось подумать о новой записи. И вот с ней то как раз возникли сложности: сессии предыдущей пластинки заняли достаточно долгое время, а натянутые отношения лидеров говорили о том, что The Rolling Stones попросту не успеют выпустить альбом новых песен. И тут на авансцену вышел Крис Кимси, помощник группы и со-продюсер многих их альбомов:
«Я провёл три месяца, просматривая каталог из последних альбомов группы в поисках записей, о которых они либо забыли, либо в то время отвергли. А потом я предоставил их группе и сказал: "Эй, послушайте ребята, у вас есть все эти замечательные вещи, которые лежат в багажнике. Это отличный материал, сделайте с ним что-нибудь"».
Практически весь понравившийся Кимси отброшенный ранее материал был инструментальным джемом, не имевшим даже текстов, что уж говорить о вокальных партиях. Эта проблема была решена Миком Джаггером, как полагается, ведь в тот период он, по словам Ричардса, захватил почти всю власть в группе. В течение необходимого времени он сочинил тексты, а с апреля по июнь 1981 года, находясь то в Париже, то в Нью-Йорке, записывал свой вокал, используя для этого в том числе и знаменитую передвижную студию The Rolling Stones.
Слово Киту Ричардсу:
«Я думаю, Мик проделал отличную работу с "Tattoo You". Моя главная жалоба в начале записи этой пластинки заключалась в том, что участники прыгали по разным студиям и это начинало казаться немного хаотичным. Но всё же Мик собрал всё это воедино».
Крис Кимси не лукавил – он действительно собрал всё самое интересное с предыдущих пяти альбомов Stones для нового релиза «Tattoo You». Самые старые записи датировались временами «Goats Head Soup». Таким образом свой вклад в новый альбом группы внёс даже давно покинувший её гитарист Мик Тейлор, не проведя ни минуты в студии с уже бывшими коллегами.
«Tattoo You» просто отлично слушается. Первая половина альбома состоит из классических рок-боевиков, тогда как вторая сосредоточена на более медленных вещах. Альбом сразу встречает вас ударом в зубы, стартуя с самой известной песни роллингов в 80-х – «Start Me Up».
Песня с сессий к «Some Girls» поначалу была медленным регги, но для «Tattoo You» её преобразовали в настоящий гимн вечному движению «Никогда не останавливайся!». Она добралась до второго места в Billboard Hot 100, став последним подобным достижением The Rolling Stones. Кроме того, это единственная песня с альбома, прижившаяся на концертах на долгие годы вперёд.
Двухминутная «Hang Fire», критикующая спорную британскую экономику, является одной из самых коротких песен за всю дискографию The Rolling Stones.
Альбом отмечен появлением нескольких звёздных гостей. В частности, на третьей песне «Slave» бэк-вокалистом является никто иной, как Пит Таунсенд из The Who. Здесь же вновь работают клавишные Билли Престона, а также впервые (таких песен будет три) мы слышим великолепный саксофон легендарного Сонни Роллинса. Песня относится к периоду «Black and Blue» и, как по мне, в одиночку превосходит почти весь материал из того альбома.
«Не хочу быть твоим рабом» – раз за разом повторяет Джаггер.
«Little T&A» – классический сольный номер Ричардса. И поющего, и на бас-гитаре здесь играющего.
«Black Limousine» нравится мне меньше всего, пускай это и одна из редких песен The Rolling Stones, чьё авторство принадлежит не только Glimmer Twins, но и Ронни Вуду.
Динамичная первая половина заканчивается на «Neighbours». Кит Ричардс уже вовсю крутил роман с моделью Патти Хансен (она стала его женой в 1983-м и они по-прежнему вместе) и однажды их выселили из съёмной квартиры в Нью-Йорке. Мик Джаггер обратил на это внимание и сочинил песню о чересчур странных соседях.
А действительно, многие ли простые жильцы хотят, чтобы их соседом был кто-то из The Rolling Stones? Подчеркну: более молодых, а не теперешних.
И вот, начиная с седьмого номера, «Tattoo You» начинает резко замедлять ритм, но при этом ни в коем случае не становится скучным. Это понятно уже на приятнейшей «Worried About You».
Ещё одна вещичка прямиком из 1975 года с гитарным соло Уэйна Перкинса. Именно его, как поговаривают, считали первым претендентом на место в группе после ухода Мика Тейлора. Собственно, вы сами можете оценить, достоин ли он был этого? Хотя на том же самом «Black and Blue» его игра тоже запечатлена в паре мест.
Добавлю ещё наблюдение о том, как же превосходно использует свой высокий вокал Джаггер. А говорят ведь всерьёз, что он как певец никакой. Одумайтесь!
Слегка незаметная «Tops» служит хорошим местом, чтобы вспомнить о Мике Тейлоре, внёсшим сюда своё очередное памятное соло ещё в 1973 году.
Зато дальше идёт едва ли не самое интересное место – возвышенная баллада «Heaven», к сожалению ни разу не звучавшая на концертах The Rolling Stones. Тут нет ни Ричардса, ни Вуда, а всю работу делают только Джаггер, Уоттс и Уаймен (играющий в том числе и на синтезаторе) и также Крис Кимси, добавляющий партию электрического пианино.
В декабре 1980-го, как мы знаем, убили Джона Леннона. Хоть Джаггер в этом официально не признаётся, но можно предположить, что «Heaven» хотя бы немножко, но посвящена знаменитому битлу.
«No Use in Crying», пожалуй, недооценена больше всего, ведь о ней никто не вспоминает с самого выхода альбома. Даже мне особенно нечего добавить. Она нетороплива и неспешна, чем и затягивает в свой водоворот.
А завершается альбом абсолютным бриллиантом: «Waiting on a Friend». Каким образом этот хит прятали в закромах с 1973 года – остаётся загадкой. Мик Джаггер написал песню о дружбе тогда, когда этой дружбе наиболее всего угрожали ссоры. Надеюсь, что во время их окончательного примирения десятилетие спустя он спел этот хит Киту и они обнялись в очередной раз.
Правда, всё шоу здесь опять украл Сонни Роллинс со своим магическим соло. Когда его саксофон уводит альбом к окончанию, слушателю остаётся лишь приятное послевкусие.
Критики единодушно приняли «Tattoo You», отметив возвращение The Rolling Stones в форму. Альбом достиг первого места в Billboard Albums США, став последним номером один за океаном для группы. В Великобритании путь на вершину ему преградил второй релиз Мита Лоуфа «Dead Ringer». Но по итогу продажи и качество материала существенно превысили показатели «Emotional Rescue».
Пластинка находится в списке лучших альбомов 80-х по версии журнала Rolling Stone. И у них же была в знаменитом топе 500 лучших альбомов, однако после редакции 2020 года этот релиз оказался в числе вычеркнутых оттуда, что печально.
Сопровождающее турне по Америке и Европе тоже прошло с большим размахом, но вот развить успех группе не удалось. Всему виной, как мы знаем, те самые склоки между двумя лидерами, которые так и не могли решить – кто же из них круче.
Вот и остался «Tattoo You» единственным альбомным успехом The Rolling Stones на целое десятилетие. Но этот успех был заслуженный. Не у каждой великой группы в багаже находятся тонны неиспользованных шедевров.
На 22 октября 2021 года запланировано переиздание альбома в честь 40-летия. На одном из дисков там будут присутствовать ещё несколько невыпущенных композиций, одну из них можно послушать ниже. А подробности о переиздании прочитать по ссылке.
Прежде чем попрощаться, буквально пара слов об одном барабанщике. Чарли Уоттс ушёл на 81-м году жизни, оставив тех самых Glimmer Twins как дуэт основателей и Ронни Вуда, как их многолетнего оруженосца решать самим будущее коллектива. И, как назло, Уоттс ушёл аккурат в день юбилея «Tattoo You». Повод ли это переслушать данный релиз? Вполне. Но ещё лучше переслушать дискографию The Rolling Stones целиком. Теперь уж наверняка в ней поставлена жирная точка.
В комментариях жду вашего мнения о данном альбоме. Я всё читаю и на многое стараюсь честно ответить. Спасибо.
Рассказ о знаковом двойном релизе #the rolling stones ниже:
Не сокращайте его: The Rolling Stones – «Exile on Main Street»
Остальные мои альбомные рецензии по активному тегу:
#разбор альбомов от romanist music