Найти в Дзене

Упражения для дислектика - несколько минут, польза огромная!

Оглавление

Плюс - сеанс разоблачения традиционного подхода - "старайся лучше, читать надо больше"

Приближается 1 сентября, и далеко не всех радует праздник День Знаний.

Не только потому, что вот опять рано вставать, ругань вокруг домашки, потерянная сменка, все дела (родители школьников меня поймут). Каждый хочет видеть своих детей умными, успевающими, открывающими себе все дороги в будущее. А получается не у каждого. И не только потому что дети - лентяи и раздолбаи (хотя есть и таковые)

Откуда вообще взялась дислексия?

Я почти от каждого первого, с кем заговариваю на эту тему, слышу: ах, откуда только взялось столько заболеваний хитрых, вот в наши времена все было проще и никакой дислексии не было - все учились нормально.

Ну во-первых, дислексия - это нарушение, а не заболевание, это не одно и то же. Во-вторых - слова не было, и понимания явления не было. А само явление, конечно, было. Просто раньше таких детей записывали в тупые и на этом успокаивались - ребенок жил с клеймом, родители - с позором, окружение - со спокойствием, у них все в порядке слава богу. Теперь об этом говорят и детям пытаются помочь, а не заклеймить. Часто - получается.

Дислексия - это избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. То есть, ребенок может учиться, и в начале обычно даже хочет (пока его двойками не завалили). Просто ему это в разы труднее, чем тем его ровесникам, кому не "повезло" иметь такую "новомодную" штуку в анамнезе. Там, где обычному ребенку достаточно пяти повторений, чтобы понять и сделать правильно - дислектику надо 100, иначе механизм не сработает. Представляете, какие трудяги те дети, которые хотя бы на тройки-четверки выходят? А что они при этом слышат?..

Как это было у нас.

Да, я, увы, это знаю из опыта - мы на это дело попали с младшей дочерью. Причем ничто не предвещало грозы аж до школы - Ирка была звездой утренников, любила учить стихи, с готовностью занималась на подготовке к школе, преподаватели развития речь ее обожали. Но вот дальше складывания букв в слова не пошло категорически... Мы прошли долгую дорогу. Я совершила чертову прорву ошибок, измучила и себя, и ребенка, многое упустила фатально - читать для удовольствия она вряд ли когда-нибудь теперь будет (О, это гребаное "читать надо больше!" от почти каждого первого учителя!..). Но выводы сделала.

Вообще дислексия хорошо компенсируется с грамотным нейропсихологом. Но это долгий процесс и дорогое удовольствие. Есть способы более простые и более доступные. Они не сделают из ребенка со скоростью чтения 20 слов в минуту отличника даже за год. Но системно направят работу мозга в правильном направлении - результат будет, пусть и небольшой и нескоро.

1. Идеальные 15 минут

Я это подсмотрела в группе общения мам дислектиков - это мне больше всего понравилось. Каждый день выделяется 15 минут, когда ребенок делает что-то максимально идеально. Неважно что - примеры порешать, задачу, упражнение записать. Отступив нужное количество клеточек и точечек, филигранно выводя все буковки, не смазав пасту, не допустив ни ошибки, ни помарки. Обложившись черновиками и образцами. Не успел сделать все, что наметил - неважно. Главное - результат перед глазами, и еще один проработанный навык делать качественно. И - кто молодец? )))

Кстати! Хвалить дислектика - это в самом деле важно! За действительно приложенные старания, за что-то получившееся, пусть мелочь. Поверьте, никто не железный, и вера в себя этому ребенку нужна больше, чем любому другому. Услышать, что он дебил и ничего н может сделать хорошо. он еще успеет в количестве.

2. Черточки и кружочки

Сначала может показаться, что это для малышей-дошкольников - нифига. Упражнение реально классное, оно концентрирует внимание на тончайших деталях - как раз то, что нужно мозгу дислектика для дрессировки (а здесь поможет именно она. Да - старания у него и так хоть отбавляй, но работает не оно, а именно монотонное повторение на результат).

Выдаем ребенку цветные ручки, распечатываем на половине листа А4 любой текст и просим обвести красным кружочком все буквы А, и подчеркнуть зеленой черточкой все буквы Е. Не на время - на результат. Обвел-подчеркнул - вместе проверяем, не пропустил ли чего. Так обостряется внимание к деталям, ребенок учится видеть нужные буквы на нужном месте, а не где сначала покажется. и действия совершать те, которые нужно (и вообще про них помнить. Понимаю - звучит дико для людей с автоматизированным навыком чтения.)

Я в качестве текстов давала русскую классику - какое-никакое приобщение к литературе. Ребенок не прочитает текст, пока ищет буквы. но в целом будет знать, что это. Любая практика работы с текстом - однозначное благо в этом случае.

3. Рисование двумя руками

Нет, это не новомодная придумка психологов, это технология, которая реально работает. Рисовать и даже раскрашивать можно что угодно - хоть рисунки-антистрессы. При работе двумя руками одновременно мозг задействуется максимально - ведь ему надо и координировать работу обеих конечностей, и на задаче фокусироваться. Это большая встряска для всех ресурсов - в итоге, мозг постепенно начнет работать активные и все процессы станут легче даваться. Чтение и письмо - не исключения.

4. Перепиши наоборот

О, это испытание на прочность даже для обычного человека! Это сложно! Ты бесишься! Делаешь ошибки! Но победе ОЧЕНЬ радуешься, а главное - навык сохраняется надолго. Надо просто переписать предложение задом наперед - но как же это непросто! Для дислектика, которому трудно и в обычном порядке предложение переписать, когда оно перед глазами (моей дочери сочинения даются лучше контрольного списывания) - это челлендж. не давайте больше одного предложения - это адова работа. но она мага-полезна, так как направлена именно на связь букв в слоги в заданном порядке.

Мелочи? Да! Но этот путь можно пройти только очень маленькими шагами. Потому их предстоит сделать много. Чем раньше начнете - тем быстрее увидите результат ("быстрее" - в нашем случае вопрос полугодий!...)

Упражнения не должны занимать много времени Не допускайте, чтобы ребенок уставал - устанет он еще в школе на уроках и за домашкой. Вообще эти занятия должны ассоциироваться скорее с игрой, чем с учебой - это прибавит позитивного эффекта.

А теперь - разоблачение

Напоследок - почему не работают "читать надо больше, стараться надо лучше". Если вы столкнулись с дислексией у ребенка - именно это вы услышите почти от каждого педагога или человека, считающего себя таковый. Дефектологи и логопеды - исключение, но они не больше всего общаются с детьми в школе.

Понимаете, дислектик ведь читает плохо и путает буквы в слове не потому, что ему пофиг, че там и как (хотя задолбанному за пару лет чтением и двойками, ему скорее всего в самом дел станет пофиг, и стараться он перестанет). Это все равно что человека с переломанными ногами заставлять бежать еще кружок по стадиону, так как он опять в нормативы здоровых не уложился. Ну а че - если мышцы не развивать, то они и не разовьются! Это-то да, но не когда кость не срослась и связки порваны! Тут каждое движение - уже усилие, а непомерная нагрузка ниго не развивает - она рушит даже то, что есть, потому что не остается ресурсов даже на посильные задачи.

Вот в плане физиологии всем это очевидно. А читать в представлении большинства людей все обязаны уметь одинаково. Кто не читает, как все - тот не хочет или тупой, и иначе не бывает. А дети очень быстро подхватывают такие настроения. Первоклассник еще надеется заслужить таки пятерку, как все, второклассника можно заставить дома читать параграф на 2 страницы все положенные 4 раза, а потом за внеклассное чтение посадить, потому что надо. Но к четвертому часу домашки после 5 уроков в школе голова точно не будет варить, на следующий день он все равно не перескажет этот чертов параграф (потому что 4 раз ему мало для такого объема текста, он и смысл-то толком понял только к третьему), постепенно возненавидит чтение и смирится с тем, что все равно ему ничего, кроме троек, не светит. Ну и пошли вы - и стараться перестанет. И читать не будет никогда и ничего. Потому что надорвался на старте.

Я видела, как это происходит. Слишком поздно поняла и сделала выводы, что же именно происходит и как надо.

Наша система, которая на всех углах кричит о том, как много она всего умеет - электронная школа, постоянное обучение специалистов.,новые программы, трам-парам - вообще не очень хорошо умеет понимать, что такое ребенок - нормальный, интеллектуально сохранный - но с трудностями в обучении. В этом направлении так и не появилось ничего более современного, чем "палочки должны быть попендикулярны". Мы ничего не можем сделать с этой системой. Но можем сохранить психику ребенка, насколько это возможно, наперекор системе.

  • Не заставлять читать! Только домашку, и то вопрос спорный. Пусть читает, когда хочет - тогда есть шанс, что хоть сколько-то захочет.
  • Запретить сравнивать себя с другими! Человек на костылях будет соревноваться со спортсменом? Вот и здесь это глупо.
  • Объяснить истинное назначение оценок: она означает не что ты умный или глупый, а что в данный момент вот эту работы ты сделал так. Все, ничего больше. Завтра ту же работу сможешь сделать по-другому, и стояла бы другая оценка, так какая разница, что здесь стоит сегодня? Повод сделать вывод о работе, а не о себе
  • Унять свой зуд в заднице "что бы еще такого с ним сделать, чтобы он начал пятерки получать, а то как же без образования!" Замучив ребенка, вы его к пятерке не приблизите, и к поступлению в вуз тоже.

Ох, много мыслей вокруг больной темы.... Очень надеюсь, что кому-то помогла по-другому взглянуть на проблему детей с дислексией.

Здесь я писала об ошибках, которые в свое время сделала. Не повторяйте.

Дислексия: о чем я жалею

#дислексия #образование #упражнения #школа #дети