«… Несмотря на большие пробелы в наших современных знаниях о культуре массагетских племен, можно уже отметить большое своеобразие ее по сравнению с культурой других кочевых племен евразийских степей вообще, и саков Средней Азии и Казахстана в частности. Оригинальный погребальный обряд, как правило, отсутствие памятников «звериного стиля» (по крайней мере, среди имеющихся материалов), конской упряжи, костей скота, при совершении погребального обряда — вот основные признаки, характерные для культуры древних скотоводов Северо-Западного Туркменистана, которые выделяют ее среди сакских и сарматских комплексов соседних регионов. …» Б.И. Вайнберг.
Другие статьи из серии "Первая Персидская Империя. Кир Великий":
Мидия накануне мятежа Кира Великого
Мятеж царя Персии Кира II Великого
Царь Крез Лидийский – «счастливейший из смертных»
Как поссорились царь Крез Лидийский и царь царей Кир Персидский
Разгром царя Креза в битве у города Сарды
Гибель Лидийского царства и смерть царя Креза
Визит спартанцев, восстание лидийцев и другие неприятности Кира Великого
Покорение греческих городов Малой Азии Персией
Завоевание Восточного Ирана Киром Великим
Саки – властелины степей Средней Азии
Поход Кира Великого в Индию и Афганистан
Массагеты на берегах "реки-призрака"
Массагеты – «неправильные саки»
Царица Томирис – погибель Кира Великого
Как явствует из цитаты в начале статьи, массагеты кажутся Бэлле Ильиничне Вайнберг, опытнейшему археологу и историку, не слишком похожими на племена азиатских скифов – саков (подробнее о саках ЗДЕСЬ: Саки – властелины степей Средней Азии). И не ей одной, причем эта, за давностью лет можно сказать традиция, длится аж со времен «отца истории», ему массагеты тоже казались какими-то «неправильными», то ли саки, то ли нет:
«… массагеты, как говорят, многочисленное и храброе племя. Живут они на востоке по направлению к восходу солнца за рекой Араксом напротив исседонов. Иные считают их также скифским племенем ...». В строках Геродота так и сквозит сомнение, дескать, кто-то считает массагетов скифами-саками, а я – затрудняюсь сказать кто они. С тех пор так и повелось, о массагетах историки пишут уклончиво, довольно часто употребляя выражения вроде «племена саков и масссагетов», даже был введен в оборот специальный термин - «культуры сако-массагетского круга». При этом, «в праве» называться саками или скифами, загадочным кочевникам тоже никто напрямую не отказывает.
Благодаря исследованиям ученых, проведенным вдоль сухого русла реки Узбой, в Присарыкамышской дельте, в Акчадарьинской дельте, на плато Устюрт и на Мангышлаке мы знаем, что в VI в. до н.э. племена массагетов обитали восточнее Каспийского моря к северу от реки Узбой. Многочисленные находки археологов только подтверждают правильность этой гипотезы. «… Наиболее раннюю группу памятников кочевников Устюрта, суммарно относимую к VII − IV вв. до н.э., составляют курганы с каменными ящиками на древнем горизонте. V − II вв. до н.э. датируется период культуры погребений на горизонте под курганной насыпью (в каменном ящике, или в пределах каменного кольца, или спирали, или в склепах на горизонте для многоактных захоронений). Памятники этой культуры распространены в Закаспии, по Узбою, всему Устюрту и Мангышлаку. По мнению В.Н. Ягодина, это культура скотоводческих племен, кочевавших, используя плато Устюрт и прилегающие к нему районы как пастбищные и зимовочные территории. Ряд исследователей считают возможным этнически определить данную группу погребений Устюрта, а также близкие им погребальные комплексы Узбоя и Мангышлака как принадлежащие массагетам …» А. Таиров.
«… По данным Геродота, во время похода Кира на массагетов основные районы расселения их находились минимум в трех днях пути (около 100 км) к северу от реки. … О восточной границе массагетов имеются несколько более поздние сведения у Эратосфена, сообщающего, что массагеты обитают вдоль Окса, западнее Согдианы, и у историков Александра Македонского, упоминающих о соседстве их с Хорезмом. Северные рубежи массагетов неясны, но указание Геродота, что они обитали «напротив исседонов», позволяет искать их даже за пределами Средней Азии ...» Б.И. Вайнберг. Это мнение археолога, долгие годы занимавшегося исследованиями в обсуждаемом регионе, подтверждается не только данными античных историков, но и отсутствием памятников «массагетского круга» к югу от пустыни Кара-Кум, северо-западной границей которой является река Узбой. Под контролем кочевников находилась огромная территория, ограниченная Каспийским и Аральским морями, а так же рекой Узбой, ставшей границей между державой Ахеменидов и массагетами. Разумеется, удержать столь большую область одному, даже очень сильному племени, было никак невозможно. Современные историки предполагают, что «Массагеты» это не имя родового объединения кочевников, а название территориального племенного союза, объединявшего сакские, а возможно и не только сакские, племена, зачастую очень непохожие друг на друга.
«... О массагетах передают рассказы в таком роде: одни из них обитают в горах, другие — на равнинах, третьи — на болотах, которые образуют реки, четвертые — на островах в болотах ...» Племена, живущие в столь различных условиях, отличаются друг от друга в силу естественных причин, о чем нам сообщает все тот же Страбон: «… Массагеты, живущие на островах, питаются ввиду отсутствия зерна для посева кореньями и дикорастущими плодами; одеждой им служит древесное лыко (ибо у них вовсе нет скота); для питья они употребляют выжатый сок плодовых деревьев. Болотные жители питаются рыбой и одеваются в шкуры тюленей, заходящих сюда с моря. Жители гор также питаются дикорастущими плодами; у них есть лишь немного овец, поэтому они не режут их, сохраняя на шерсть и молоко. Одежде они придают пеструю раскраску, применяя не теряющие свежести краски. Обитатели равнин не занимаются земледелием (хотя земля у них есть), но живут на манер кочевников и скифов, питаясь бараниной и рыбой ...». Однако, даже находясь в совершенно непохожих условиях, имеющие различный рацион питания и одежду, племена продолжают оставаться достаточно схожими друг с другом, чтобы это бросалось в глаза иноземцам: «… У всех такого рода племен находим и некий общий образ жизни, о чем я нередко упоминаю: их погребальные обряды, обычаи и весь быт схожи; это люди самобытные, дикие и воинственные, однако при деловом общении честные и не обманщики ...» Страбон.
Результаты археологических изысканий никак не могут нам помочь понять состав массагетской племенной конфедерации. Из-за схожести культур отдельных ее членов, очень трудно привязать найденные артефакты к конкретному племени. Мы неплохо знакомы с материальной стороной жизни всей культурной общности скифских (сакских) племен, но разделить это комплексное знание на фрагменты, касающиеся отдельных членов этого сообщества, можем только с изрядной долей приблизительности. К сожалению, массагеты не обладали собственной письменностью и по этой причине не оставили после себя исторических хроник. Сведения о племенном союзе массагетов приходится буквально вылавливать из сочинений греческих и римских авторов. А поскольку ни те, ни другие не обладали глубокими знаниями о жителях среднеазиатской степи, то их сочинения порой полны неточностей и домыслов, но ничего другого нам не дано. На основании этих крупиц информации современные историки создали немалое количество различных теорий о составе племенного союза массагетов, но ни одна из них пока не может претендовать на звание «конечной истины», слишком противоречивыми и неинформативными являются их предпосылки.
Например, Страбон прямо писал: «… К племени массагетов и саков относятся также аттасии и хорасмии …», что за племя «аттасии» он не уточнил, а вот под «хорасмиями» подразумеваются жители Хорезма. По предположениям некоторых ученых они были родственниками массагетов и даже стояли во главе всего племенного союза. Другие историки решительно им возражают, ссылаясь на отсутствие на территории Хорезма захоронений, характерных для массагетских племен. Существует также гипотеза, согласно которой массагеты отождествляются с саками тиграхауда, она имеет своих сторонников и противников, но большинство историков, в настоящее время, ее не разделяет.
У Ктесия Книдского, в качестве противников Кира Великого, во время его последнего похода фигурирует еще одно племя из состава массагетского союза – дербики (дербии). «... дребики, местность которых пересекает река Окс, вытекающая из озера Оакса (Оахо) …» Страбон. Река Окс – Аму-Дарья, в данном случае ее приток – река Узбой, вытекающая из Сарыкамышского озера, в древности - Оакса (подробнее об этой древней водной системе ЗДЕСЬ: Массагеты на берегах "реки-призрака"). Дербики селились по верхнему и среднему течению Узбоя, что подтверждается наличием здесь захоронений в характерном для массагетских племен стиле. Западнее дербиков жило еще одно массагетское племя – апасиаки (песики, пестики, пасикаи). «… У устья каспийского рукава Окса Помпоний Мела отмечает песиков и дербиков вместе, у Плиния в перечне скифских народов в Средней Азии встречаются пестики, которых В.Н.Латышев считал возможным отождествлять с апасиаками Страбона и пасикаями Птолемея. Птолемей помещает пасикаев вдоль Оксийских гор … под Оксийскими горами Птолемея нужно видеть систему гор и возвышенностей от Большого Балхана (горный хребет близ юго-восточного побережья Каспийского моря) на юге до Мангышлака (полуостров на восточном побережье Каспийского моря) на севере ...» Б.И. Вайнберг. В этих местах, кстати, также присутствуют памятники «культур сако-массагетского круга».
У греческого историка Полибия сохранилось описание того, как апасиаки переправлялись через Окс прямо под водопадом, чтобы совершать набеги на Гирканию. По его описанию «апасиаки проходят со своими конями в Гирканию по этому месту, у самой скалы, под низвергающимися потоками воды». Похожее описание подобной переправы оставил и Страбон: «… Текущие с крутых обрывов наверху реки низвергаются с такой силой, что, коснувшись скал, стремительно выбрасывают воду в море, сохраняя сухими берега, поэтому даже отряды войска могут проходить под прикрытием водопада сверху ...». К слову говоря, оба историка не слишком верили в подобные «чудеса», о чем честно предупреждали своих читателей, но были совершенно неправы. На сухом русле Узбоя хорошо видны участки, где верхние плиты нависают карнизом, под которым спокойно можно пройти и провести лошадей. Подобными водопадами изобиловал Аджибско-Бургунский участок русла, расположенный недалеко от Большого Балхана, где предположительно обитали апасиаки. Остается добавить, что вероятно, обнаруженное в тех краях археологами древнее святилище Ичанлыдепе было племенной святыней дербиков, а Гарраулдепе — апасиаков. Существует предположение, что к концу ахеменидского периода племя апасиаков заняло лидирующие позиции в массагетском союзе и его название распространилось на всех членов союза. Впрочем, это не единственная версия подобного рода относительно судьбы масссагетов.
«… Археологические материалы дают основания предположить, что кроме апасиаков и дербиков в нее (конфедерацию массагетов) входили еще и племена, расселявшиеся на Устюрте к северу и северо-западу от Хорезма; численность их в силу природных условий была невелика ...» Б.И. Вайнберг.Но кроме этих безымянных и малоизвестных племен, в союз массагетов, по предположениям историков, входили еще и дахи (даи) - мощное сообщество, про которое, по большому счету, надо писать отдельную статью немалого формата. Первоначальным местом их обитания считаются степи Южного Урала, откуда они переместились к VIв. до н.э. куда-то «выше Меотийского озера (Азовского моря)». В IV в. до н. э. по данным Арриана и Страбона племена дахов находились уже «за Танаисом» (в данном случае за Сыр-Дарьей), а также в Приаралье. «… Из даев одни называются апарнами, другие — ксанфиями и третьи — писсурами. Апарны находятся ближе всего к Гиркании и к пограничному с ней морю; остальные простираются даже до области, лежащей против Арии. Между апарнами, Гирканией и Парфией вплоть до области ариев лежит обширная и безводная пустыня; проходя через нее длинными переходами, апарны делали набеги на Гирканию, Несею и парфянские равнины ...» Страбон.
В 238 г. до н. э. племена парнов из состава конфедерации дахов вторглись в селевкидскую провинцию Парфию, положив тем самым начало Парфянскому царству. Существует предположение что: «… В III в. до н. э. имя дахов (даев) полностью вытесняет более древнее общее имя — массагетов. Этот процесс тогда завершился даже в Прикаспии, где со времен Геродота эллинские историки любое «скифское» племя считали массагетами ... А на севере, в степях Западного Казахстана и Приуралья, дахо-массагетская экспансия III в. до н. э., повторив события полуторатысячелетней давности, заставила уйти в Причерноморскую Скифию племена сарматов, потомков савроматов Геродота, близких сакам по языку, образу жизни и культуре ...» С. Г. Кляшторный, Т. И. Султанов. С массагетами связано множество легендарных событий жизни Древнего Востока: согласно Геродоту именно они вытеснили скифов за Аракс, положив начало скифо-киммерийской войне; они разгромили армию Кира Великого; ими правила легендарная царицы Томирис; с ними связано появление первых катафрактов и т.д. Однако в одну статью все это поместить никак не возможно, так что до следующих встреч.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
«Скотоводы древнего Хорезма (археология и антропология могильников)» Л.Т. Яблонский
«Этнография Турана в древности» Б.И. Вайнберг
«Государства и народы Евразийских степей: от древности к Новому времени» С. Г. Кляшторный, Т. И. Султанов
«К вопросу о маршруте похода Кира II на массагетов» И.В. Пьянков
"Массагеты Геродота" И.В. Пьянков
«Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время» ответственный редактор М. Г. Мошкова.
«Кочевники Арало-Каспия и Хорезм в V – IV вв. до н.э.» А. Таиров
«По следам древнехорезмийской цивилизации» С.П. Толстов
Другие статьи из серии "Первая Персидская Империя. Кир Великий":
Мидия накануне мятежа Кира Великого
Мятеж царя Персии Кира II Великого
Царь Крез Лидийский – «счастливейший из смертных»
Как поссорились царь Крез Лидийский и царь царей Кир Персидский
Разгром царя Креза в битве у города Сарды
Гибель Лидийского царства и смерть царя Креза
Визит спартанцев, восстание лидийцев и другие неприятности Кира Великого
Покорение греческих городов Малой Азии Персией
Завоевание Восточного Ирана Киром Великим
Саки – властелины степей Средней Азии
Поход Кира Великого в Индию и Афганистан
Массагеты на берегах "реки-призрака"
Массагеты – «неправильные саки»
Царица Томирис – погибель Кира Великого