Найти тему
Кот Баюн

Массагеты – «неправильные саки»

«… Несмотря на большие пробелы в наших современных знаниях о культуре массагетских племен, можно уже отметить большое своеобразие ее по сравнению с культурой других кочевых племен евразийских степей вообще, и саков Средней Азии и Казахстана в частности. Оригинальный погребальный обряд, как правило, отсутствие памятников «звериного стиля» (по крайней мере, среди имеющихся материалов), конской упряжи, костей скота, при совершении погребального обряда — вот основные признаки, характерные для культуры древних скотоводов Северо-Западного Туркменистана, которые выделяют ее среди сакских и сарматских комплексов соседних регионов. …» Б.И. Вайнберг.

Другие статьи из серии "Первая Персидская Империя. Кир Великий":

Как рождалась Персия

Легенда о Кире Великом

Мидия накануне мятежа Кира Великого

Мятеж царя Персии Кира II Великого

Восход Державы Ахеменидов

Царь Крез Лидийский – «счастливейший из смертных»

Как поссорились царь Крез Лидийский и царь царей Кир Персидский

Разгром царя Креза в битве у города Сарды

Гибель Лидийского царства и смерть царя Креза

Визит спартанцев, восстание лидийцев и другие неприятности Кира Великого

Покорение греческих городов Малой Азии Персией

Завоевание Восточного Ирана Киром Великим

Саки – властелины степей Средней Азии

Поход Кира Великого в Индию и Афганистан

Нападение Персии на Вавилонию

Покорение Вавилонии Персией

История падения Вавилона

Покоренный Вавилон

Империя Кира Великого

Массагеты на берегах "реки-призрака"

Массагеты – «неправильные саки»

Царица Томирис – погибель Кира Великого

Последний поход Кира Великого

Как явствует из цитаты в начале статьи, массагеты кажутся Бэлле Ильиничне Вайнберг, опытнейшему археологу и историку, не слишком похожими на племена азиатских скифов – саков (подробнее о саках ЗДЕСЬ: Саки – властелины степей Средней Азии). И не ей одной, причем эта, за давностью лет можно сказать традиция, длится аж со времен «отца истории», ему массагеты тоже казались какими-то «неправильными», то ли саки, то ли нет:

«… массагеты, как говорят, многочисленное и храброе племя. Живут они на востоке по направлению к восходу солнца за рекой Араксом напротив исседонов. Иные считают их также скифским племенем ...». В строках Геродота так и сквозит сомнение, дескать, кто-то считает массагетов скифами-саками, а я – затрудняюсь сказать кто они. С тех пор так и повелось, о массагетах историки пишут уклончиво, довольно часто употребляя выражения вроде «племена саков и масссагетов», даже был введен в оборот специальный термин - «культуры сако-массагетского круга». При этом, «в праве» называться саками или скифами, загадочным кочевникам тоже никто напрямую не отказывает.

Ближневосточный регион, VI в. до н.э.
Ближневосточный регион, VI в. до н.э.

Благодаря исследованиям ученых, проведенным вдоль сухого русла реки Узбой, в Присарыкамышской дельте, в Акчадарьинской дельте, на плато Устюрт и на Мангышлаке мы знаем, что в VI в. до н.э. племена массагетов обитали восточнее Каспийского моря к северу от реки Узбой. Многочисленные находки археологов только подтверждают правильность этой гипотезы. «… Наиболее раннюю группу памятников кочевников Устюрта, суммарно относимую к VII − IV вв. до н.э., составляют курганы с каменными ящиками на древнем горизонте. V − II вв. до н.э. датируется период культуры погребений на горизонте под курганной насыпью (в каменном ящике, или в пределах каменного кольца, или спирали, или в склепах на горизонте для многоактных захоронений). Памятники этой культуры распространены в Закаспии, по Узбою, всему Устюрту и Мангышлаку. По мнению В.Н. Ягодина, это культура скотоводческих племен, кочевавших, используя плато Устюрт и прилегающие к нему районы как пастбищные и зимовочные территории. Ряд исследователей считают возможным этнически определить данную группу погребений Устюрта, а также близкие им погребальные комплексы Узбоя и Мангышлака как принадлежащие массагетам …» А. Таиров.

Царь саков. Художник Дана Муканова-Хуршудян
Царь саков. Художник Дана Муканова-Хуршудян

«… По данным Геродота, во время похода Кира на массагетов основные районы расселения их находились минимум в трех днях пути (около 100 км) к северу от реки. … О восточной границе массагетов имеются несколько более поздние сведения у Эратосфена, сообщающего, что массагеты обитают вдоль Окса, западнее Согдианы, и у историков Александра Македонского, упоминающих о соседстве их с Хорезмом. Северные рубежи массагетов неясны, но указание Геродота, что они обитали «напротив исседонов», позволяет искать их даже за пределами Средней Азии ...» Б.И. Вайнберг. Это мнение археолога, долгие годы занимавшегося исследованиями в обсуждаемом регионе, подтверждается не только данными античных историков, но и отсутствием памятников «массагетского круга» к югу от пустыни Кара-Кум, северо-западной границей которой является река Узбой. Под контролем кочевников находилась огромная территория, ограниченная Каспийским и Аральским морями, а так же рекой Узбой, ставшей границей между державой Ахеменидов и массагетами. Разумеется, удержать столь большую область одному, даже очень сильному племени, было никак невозможно. Современные историки предполагают, что «Массагеты» это не имя родового объединения кочевников, а название территориального племенного союза, объединявшего сакские, а возможно и не только сакские, племена, зачастую очень непохожие друг на друга.

«... О мас­са­ге­тах пере­да­ют рас­ска­зы в таком роде: одни из них оби­та­ют в горах, дру­гие — на рав­ни­нах, третьи — на болотах, кото­рые обра­зу­ют реки, чет­вер­тые — на ост­ро­вах в болотах ...» Племена, живущие в столь различных условиях, отличаются друг от друга в силу естественных причин, о чем нам сообщает все тот же Страбон: «… Мас­са­ге­ты, живу­щие на ост­ро­вах, пита­ют­ся ввиду отсут­ст­вия зер­на для посе­ва коре­нья­ми и дико­рас­ту­щи­ми пло­да­ми; одеж­дой им слу­жит дре­вес­ное лыко (ибо у них вовсе нет скота); для питья они употреб­ля­ют выжа­тый сок пло­до­вых дере­вьев. Болот­ные жите­ли пита­ют­ся рыбой и оде­ва­ют­ся в шку­ры тюле­ней, захо­дя­щих сюда с моря. Жите­ли гор так­же пита­ют­ся дико­рас­ту­щи­ми пло­да­ми; у них есть лишь немно­го овец, поэто­му они не режут их, сохра­няя на шерсть и моло­ко. Одеж­де они при­да­ют пест­рую рас­крас­ку, при­ме­няя не теря­ю­щие све­же­сти крас­ки. Оби­та­те­ли рав­нин не зани­ма­ют­ся зем­леде­ли­ем (хотя зем­ля у них есть), но живут на манер кочев­ни­ков и ски­фов, пита­ясь бара­ни­ной и рыбой ...». Однако, даже находясь в совершенно непохожих условиях, имеющие различный рацион питания и одежду, племена продолжают оставаться достаточно схожими друг с другом, чтобы это бросалось в глаза иноземцам: «… У всех тако­го рода пле­мен нахо­дим и некий общий образ жиз­ни, о чем я неред­ко упо­ми­наю: их погре­баль­ные обряды, обы­чаи и весь быт схо­жи; это люди само­быт­ные, дикие и воин­ст­вен­ные, одна­ко при дело­вом обще­нии чест­ные и не обман­щи­ки ...» Страбон.

Воин – массагет. Художник Дариуш Вилец (Dariusz Wielec)
Воин – массагет. Художник Дариуш Вилец (Dariusz Wielec)

Результаты археологических изысканий никак не могут нам помочь понять состав массагетской племенной конфедерации. Из-за схожести культур отдельных ее членов, очень трудно привязать найденные артефакты к конкретному племени. Мы неплохо знакомы с материальной стороной жизни всей культурной общности скифских (сакских) племен, но разделить это комплексное знание на фрагменты, касающиеся отдельных членов этого сообщества, можем только с изрядной долей приблизительности. К сожалению, массагеты не обладали собственной письменностью и по этой причине не оставили после себя исторических хроник. Сведения о племенном союзе массагетов приходится буквально вылавливать из сочинений греческих и римских авторов. А поскольку ни те, ни другие не обладали глубокими знаниями о жителях среднеазиатской степи, то их сочинения порой полны неточностей и домыслов, но ничего другого нам не дано. На основании этих крупиц информации современные историки создали немалое количество различных теорий о составе племенного союза массагетов, но ни одна из них пока не может претендовать на звание «конечной истины», слишком противоречивыми и неинформативными являются их предпосылки.

Например, Страбон прямо писал: «… К пле­ме­ни мас­са­ге­тов и саков отно­сят­ся так­же атта­сии и хорас­мии …», что за племя «аттасии» он не уточнил, а вот под «хорасмиями» подразумеваются жители Хорезма. По предположениям некоторых ученых они были родственниками массагетов и даже стояли во главе всего племенного союза. Другие историки решительно им возражают, ссылаясь на отсутствие на территории Хорезма захоронений, характерных для массагетских племен. Существует также гипотеза, согласно которой массагеты отождествляются с саками тиграхауда, она имеет своих сторонников и противников, но большинство историков, в настоящее время, ее не разделяет.

Тяжеловооруженный всадник сако-массагетской культуры. Художник Л. А. Бобров
Тяжеловооруженный всадник сако-массагетской культуры. Художник Л. А. Бобров

У Ктесия Книдского, в качестве противников Кира Великого, во время его последнего похода фигурирует еще одно племя из состава массагетского союза – дербики (дербии). «... дребики, местность которых пересекает река Окс, вытекающая из озера Оакса (Оахо) …» Страбон. Река Окс – Аму-Дарья, в данном случае ее приток – река Узбой, вытекающая из Сарыкамышского озера, в древности - Оакса (подробнее об этой древней водной системе ЗДЕСЬ: Массагеты на берегах "реки-призрака"). Дербики селились по верхнему и среднему течению Узбоя, что подтверждается наличием здесь захоронений в характерном для массагетских племен стиле. Западнее дербиков жило еще одно массагетское племя – апасиаки (песики, пестики, пасикаи). «… У устья каспийского рукава Окса Помпоний Мела отмечает песиков и дербиков вместе, у Плиния в перечне скифских народов в Средней Азии встречаются пестики, которых В.Н.Латышев считал возможным отождествлять с апасиаками Страбона и пасикаями Птолемея. Птолемей помещает пасикаев вдоль Оксийских гор … под Оксийскими горами Птолемея нужно видеть систему гор и возвышенностей от Большого Балхана (горный хребет близ юго-восточного побережья Каспийского моря) на юге до Мангышлака (полуостров на восточном побережье Каспийского моря) на севере ...» Б.И. Вайнберг. В этих местах, кстати, также присутствуют памятники «культур сако-массагетского круга».

У греческого историка Полибия сохранилось описание того, как апасиаки переправлялись через Окс прямо под водопадом, чтобы совершать набеги на Гирканию. По его описанию «апасиаки проходят со свои­ми конями в Гирканию по этому месту, у самой скалы, под низвергающимися потоками воды». Похожее описание подобной переправы оставил и Страбон: «… Теку­щие с кру­тых обры­вов навер­ху реки низ­вер­га­ют­ся с такой силой, что, кос­нув­шись скал, стре­ми­тель­но выбра­сы­ва­ют воду в море, сохра­няя сухи­ми бере­га, поэто­му даже отряды вой­ска могут про­хо­дить под при­кры­ти­ем водо­па­да свер­ху ...». К слову говоря, оба историка не слишком верили в подобные «чудеса», о чем честно предупреждали своих читателей, но были совершенно неправы. На сухом русле Узбоя хорошо видны участки, где верхние плиты нависают карнизом, под которым спокойно можно пройти и провести лошадей. Подобными водопадами изобиловал Аджибско-Бургунский участок русла, расположенный недалеко от Большого Балхана, где предположительно обитали апасиаки. Остается добавить, что вероятно, обнаруженное в тех краях археологами древнее святилище Ичанлыдепе было племенной святыней дербиков, а Гарраулдепе — апасиаков. Существует предположение, что к концу ахеменидского периода племя апасиаков заняло лидирующие позиции в массагетском союзе и его название распространилось на всех членов союза. Впрочем, это не единственная версия подобного рода относительно судьбы масссагетов.

  Сакский вождь, IV в. до н. э. Художник Жоан Франческ Оливерас Паллерольс
Сакский вождь, IV в. до н. э. Художник Жоан Франческ Оливерас Паллерольс

«… Археологические материалы дают основания предположить, что кроме апасиаков и дербиков в нее (конфедерацию массагетов) входили еще и племена, расселявшиеся на Устюрте к северу и северо-западу от Хорезма; численность их в силу природных условий была невелика ...» Б.И. Вайнберг.Но кроме этих безымянных и малоизвестных племен, в союз массагетов, по предположениям историков, входили еще и дахи (даи) - мощное сообщество, про которое, по большому счету, надо писать отдельную статью немалого формата. Первоначальным местом их обитания считаются степи Южного Урала, откуда они переместились к VIв. до н.э. куда-то «выше Меотийского озера (Азовского моря)». В IV в. до н. э. по данным Арриана и Страбона племена дахов находились уже «за Танаисом» (в данном случае за Сыр-Дарьей), а также в Приаралье. «… Из даев одни назы­ва­ют­ся апар­на­ми, дру­гие — ксан­фи­я­ми и третьи — пис­су­ра­ми. Апар­ны нахо­дят­ся бли­же все­го к Гир­ка­нии и к погра­нич­но­му с ней морю; осталь­ные про­сти­ра­ют­ся даже до обла­сти, лежа­щей про­тив Арии. Меж­ду апар­на­ми, Гир­ка­ни­ей и Пар­фи­ей вплоть до обла­сти ари­ев лежит обшир­ная и без­вод­ная пусты­ня; про­хо­дя через нее длин­ны­ми пере­хо­да­ми, апар­ны дела­ли набе­ги на Гир­ка­нию, Несею и пар­фян­ские рав­ни­ны ...» Страбон.

В 238 г. до н. э. племена парнов из состава конфедерации дахов вторглись в селевкидскую провинцию Парфию, положив тем самым начало Парфянскому царству. Существует предположение что: «… В III в. до н. э. имя дахов (даев) полностью вытесняет более древнее общее имя — массагетов. Этот процесс тогда завершился даже в Прикаспии, где со времен Геродота эллинские историки любое «скифское» племя считали массагетами ... А на севере, в степях Западного Казахстана и Приуралья, дахо-массагетская экспансия III в. до н. э., повторив события полуторатысячелетней давности, заставила уйти в Причерноморскую Скифию племена сарматов, потомков савроматов Геродота, близких сакам по языку, образу жизни и культуре ...» С. Г. Кляшторный, Т. И. Султанов. С массагетами связано множество легендарных событий жизни Древнего Востока: согласно Геродоту именно они вытеснили скифов за Аракс, положив начало скифо-киммерийской войне; они разгромили армию Кира Великого; ими правила легендарная царицы Томирис; с ними связано появление первых катафрактов и т.д. Однако в одну статью все это поместить никак не возможно, так что до следующих встреч.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

«Скотоводы древнего Хорезма (археология и антропология могильников)» Л.Т. Яблонский

«Этнография Турана в древности» Б.И. Вайнберг

«Государства и народы Евразийских степей: от древности к Новому времени» С. Г. Кляшторный, Т. И. Султанов

«К вопросу о маршруте похода Кира II на массагетов» И.В. Пьянков

"Массагеты Геродота" И.В. Пьянков

«Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время» ответственный редактор М. Г. Мошкова.

«Кочевники Арало-Каспия и Хорезм в V – IV вв. до н.э.» А. Таиров

«По следам древнехорезмийской цивилизации» С.П. Толстов

-9

Другие статьи из серии "Первая Персидская Империя. Кир Великий":

Как рождалась Персия

Легенда о Кире Великом

Мидия накануне мятежа Кира Великого

Мятеж царя Персии Кира II Великого

Восход Державы Ахеменидов

Царь Крез Лидийский – «счастливейший из смертных»

Как поссорились царь Крез Лидийский и царь царей Кир Персидский

Разгром царя Креза в битве у города Сарды

Гибель Лидийского царства и смерть царя Креза

Визит спартанцев, восстание лидийцев и другие неприятности Кира Великого

Покорение греческих городов Малой Азии Персией

Завоевание Восточного Ирана Киром Великим

Саки – властелины степей Средней Азии

Поход Кира Великого в Индию и Афганистан

Нападение Персии на Вавилонию

Покорение Вавилонии Персией

История падения Вавилона

Покоренный Вавилон

Империя Кира Великого

Массагеты на берегах "реки-призрака"

Массагеты – «неправильные саки»

Царица Томирис – погибель Кира Великого

Последний поход Кира Великого

-10