20,1K подписчиков

Композитор Тихон Хренников: 7 памятных песен.

9,1K прочитали

«Что так сердце растревожено», «Московские окна», «Давным-давно» и другие замечательные композиции.

Тихон Николаевич Хренников – одна из ключевых фигур в истории отечественной музыкальной культуры, маэстро заслуженно называют «патриархом советской музыки». Композитор оставил заметное наследие и в академической музыке, и в песенном жанре. Оперы, балеты, симфонии Тихона Хренникова в своё время удостаивались широкого внимания заинтересованной публики, коллег по музыкальному цеху и высокопоставленных лиц советского государства. Так, например, оперу «Мать» по мотивам литературного произведения М. Горького высоко ценил Никита Сергеевич Хрущев. Более 40 лет Тихон Хренников занимал пост руководителя Союза композиторов СССР. Деятели музыкального мира помнят его как прекрасного управленца и хорошего человека, а широкая аудитория – как автора любимых песен. Канал «Журнал МУЗилка» предлагает вспомнить некоторые из них. Часть песен уже подзабыта за давностью лет, другие до сих пор остаются в памяти разных поколений.

«Что так сердце растревожено», «Московские окна», «Давным-давно» и другие замечательные композиции.

Несколько штрихов к портрету композитора

Тихон Хренников появился на свет в 1913 году в Ельце. Его родина – небольшой, но славный исторический город. Ныне там установлен бюст знаменитому уроженцу, созданный ещё при его жизни. Тихон был младшим, десятым по счету ребенком в многодетной семье. Выбрав себе музыкальный путь, он в некотором смысле продолжил дело одного из своих старших братьев, которого почти не помнил. Вокалист, солист хора Глеб Хренников учился в Московской консерватории, погиб на фронтах Первой мировой войны. Твердо решив стать музыкантом, Тихон по стопам брата отправился в столицу, поступил сначала в музыкальный техникум, потом в Консерваторию – сразу на второй курс. В числе его учителей были выдающиеся музыканты своего времени, в том числе Сергей Сергеевич Прокофьев. Именно Прокофьев поставил студенту четверку за его первую симфонию.

Коллеги, знакомые и исследователи творчества музыканта вспоминают, что Тихона Николаевича отличала сила духа, он умел стойко принимать критику и удары судьбы.

«Мою музыку часто ругали, но такой выдержки как у Вас даже у меня нет», - так источники воспроизводят слова Сергея Сергеевича Прокофьева, обращенные к Хренникову после обсуждения его первой оперы «В бурю» и критических отзывов коллег.

Бытует мнение о том, что хороший специалист отнюдь не всегда становится хорошим руководителем, что порой подтверждается практикой и характерно для всех сфер деятельности, а для творческих профессий – и подавно. Судя по отзывам коллег-музыкантов, Тихон Хренников являл собой нечастый положительный пример, он органично смог совместить с равным успехом две ипостаси.

«В его личности это совершенно неразъемно», - говорил о Хренникове-композиторе и Хренникове-председателе профессор Московской консерватории Всеволод Задерацкий

Часто можно слышать утверждения, что музыкантам за долгие годы правления Хренникова жилось лучше, чем членам других творческих союзов. Попадаются даже мнения, что члены Союза композиторов «не подвергались гонениям», что не в полной мере соответствует действительности. Однако это не отменяет того факта, что Тихон Николаевич нередко «заступался» за своих коллег, он умел «лавировать» и находить правильный баланс между власть имущими и творцами.

Пост первого секретаря правления Союза композиторов Хренников занял в 1948 году. Музыканта, стремившегося стать большим композитором, а не чиновником это назначение обескуражило. О том самом дне он вспоминал:

«Приехал домой сам не свой. Всё, кончилась моя музыкальная жизнь».

Деваться было некуда, композитор упоминал, что назначить его на эту должность распорядился чуть ли не сам Сталин. Хренников принял пост как «миссию», продолжая творить, сочинять музыку и песни.

Начиная, как академический композитор и оставаясь им всегда, уже на последних курсах консерватории Хренников проявил себя прекрасным мелодистом и песенником, создавая музыку для спектаклей московских театров. Он много писал и для кино, в его творческом багаже музыка к трем десятком кинолент. Композитору довелось и самому появляться в кадре. В фильме 1947 года «Поезд идет на восток» он предстал в эпизодической роли. Аккомпанируя себе на аккордеоне, Хренников очень обаятельно исполнил в этом кино собственную песню «Поезд идет всё быстрей». Большинство популярных песен Тихона Хренникова, в том числе и представленных в этой подборке, увидели свет и стали популярными именно благодаря кино или театру.

«Как соловей о розе»

Ст. П. Антокольского. Исп. Р. Симонов, С. Лемешев, М.Магомаев и др.

Возможно, это не очень узнаваемая сегодня, но значимая для автора композиция. Тихон Николаевич подчеркивал, что эта песня «прошла через всю его жизнь». История романса «Соловей о розе» переплетается с его личной историей любви. Дело было в далеком 1936 году, молодой композитор Хренников был приглашен писать музыку к спектаклю театра Вахтангова «Много шума из ничего» по мотивам комедии Шекспира. Тексты песен для этой постановки вышли из-под пера поэта Павла Антокольского. Ряд песен из этого спектакля обрели популярность. В источниках часто упоминаются две: «Как соловей о Розе» и «Серенада Клаудио» («Ночь листвою чуть колышет»), обе через много лет после их написания исполнял Муслим Магомаев.

Период работы над музыкой к спектаклю в жизни Хренникова был ознаменован развитием романтических отношений с Кларой Вакс, журналисткой и театральным критиком. В том же году она станет женой композитора. Хренников вспоминал, что написав песню для спектакля, показал её возлюбленной. Кларе Арнольдовне песня не понравилась.

«Это так ты меня любишь?! В твоей песне нет ни чувства, ни человечности, ни лиризма!» – приводятся в источниках её слова. «Изругала в пух и прах самыми последними словами», - описывает её реакцию Хренников.

Композитор, никогда не пасовавший перед трудностями, задался целью написать песню, которая бы пришлась по душе Кларе. Такой песней и стал романс "Как соловей о розе». В спектакле её пел Рубен Симонов.

В дальнейшем музыка к спектаклю «Много шума из ничего», в том числе и мелодия Соловья о Розе использовались в балете «Любовь за любовь».

Помимо упомянутого выше Магомаева эту песню в разные годы пели и другие советские исполнители. Есть записи Сергея Лемешева и Юрия Гуляева.

"Марш артиллеристов"

Ст. В. Гусев, исп. Ансамбль Александрова, М. Рейзен, И. Кобзон.

Хренников – свидетель Великой Отечественной войны, военная и патриотическая тема стала одной из важнейших в его творчестве. В страшный для страны период он не сражался на фронтах с оружием в руках, он писал музыку, выступал с концертами перед бойцами Красной Армии.

«Я был весь в музыке, я сочинял музыку, играл, пел, выступал в госпиталях, в воинских частях, я чувствовал себя только композитором, не хотел никакой другой жизни», - из интервью Тихона Хренникова.

Среди песен военных лет авторства Тихона Хренникова часто выделяют пафосную, но невероятно мощную композицию «Марш артиллеристов», известную по строчке «Артиллеристы, Сталин, дал приказ» или, в более поздней версии «Артиллеристы, точный дан приказ».

Широко узнаваемыми у аудитории разных поколений стали слова припева.

Из сотен тысяч батарей
За слезы наших матерей,
За нашу Родину — огонь, огонь!

Песня до их пор нередко исполняется на 9 мая.

Не сложно догадаться, что имя вождя из текста авторства поэта Виктора Гусева убрали в 1954 году. Виктор Михайлович Гусев соавтор многих песен Хренникова, родной дедушка своего полного тезки, нашего современника, известного спортивного комментатора.

Поэт рано покинул этот мир. Его не стало в начале 1944 года в возрасте 35 лет.

Гусев, Виктор Михайлович - поэт, переводчик. автор текстов песен "Марш артиллеристов" и "Песня о Москве" на муз. Т. Хренникова.
Гусев, Виктор Михайлович - поэт, переводчик. автор текстов песен "Марш артиллеристов" и "Песня о Москве" на муз. Т. Хренникова.

«Марш Артиллеристов» был написан в 1943 году, этим же годом датировано первое исполнение Краснознаменным ансамблем песни и пляски Александра Александрова.

Выдающийся композитор, живая легенда советской эстрадной песни Александра Николаевна Пахмутова так отзывалась о творении своего коллеги:

«Это единственная песня, которой я завидую. Песня потрясающей яркости, силы, после неё армия встанет и пойдет побеждать».

По словам Пахмутовой, она впервые услышала эту песню в фильме «В шесть часов вечера после войны».

Музыку для этой картины 1944 года режиссера И. Пырьева писал Хренников, там позвучало несколько его песен: «На грозную битву вставайте», «Лихая артиллерийская», «Будь смелым, будь храбрым».

В дальнейшем «Марш артиллеристов» звучал в исполнении оперного певца Марка Рейзена. Произведение закрепилось в репертуаре долгожителя советской эстрады Иосифа Давидовича Кобзона.

"Песня о Москве"

Ст. В. Гусев. Исп. В. Зельдин и М. Ладынина

В 1941 году Иван Пырьев снимает комедию «Свинарка и пастух», фильм выходит на экраны уже во время Великой Отечественной войны. Музыка к этой картине стала одной из известнейших работ Хренникова в кино. Действие фильма разворачивается в Москве. В нём прозвучит песня о дружбе и о столице нашей страны, строки которой укоренились в памяти поколений.

И в какой стороне я ни буду,
По какой ни пройду я траве,
Друга я никогда не забуду,
Если с ним подружился в Москве.

Прошло 80 лет с того момента, как Владимир Зельдин и Марина Ладынина исполнили её с экрана а песня продолжает звучать в разных исполнениях.

За долгие годы истории её кто только не пел. В советское время она звучала голосами Сергея Лемешева и Муслима Магомаева. На ю-туб можно найти множество современных исполнений с различных шоу и концертов и кавер-версий от артистов разного ранга и уровня известности. Как пример представлю выступление победителей первых сезонов шоу "Голос" Д. Гариповой и С.Волчкова.

"Московские окна"

Ст. М. Матусовский. Исп. Л. Утесов, И. Бржевская

Москва – город, сыгравший важную роль в судьбе Тихона Хренникова. Среди самых известных советских песен о Москве вспоминается и ещё одна легендарная композиция его авторства, снискавшая славу «самой уютной московской песни».

«Здесь живут мои друзья
И дыхание затая,
В ночные окна вглядываюсь я»,

- написал поэт Михаил Матусовский, соавтор ряда самых известных и широко узнаваемых по сей день творений композитора Хренникова.

Песня «Московские окна» увидела свет в 1960-м году. Её происхождение также связано с кинематографом, хотя в кино она не прозвучала. Дело было так. В конце 50-х годов, отдыхая в санатории «Барвиха», композитор встретился с Георгием Александровым, кинорежиссером, супругом актрисы Любови Орловой. Он как раз собирался снимать фильм «Русский сувенир» со своей женой в главной роли и пришел к Хренникову с предложением стать композитором фильма и написать «шлягер для Любочки», который Орлова должна была исполнять ещё до выхода картины на экран. Хренников предложение принял, но судьба распорядилась иначе.

В ходе работы над фильмом потребовалась две мелодии, первая, впоследствии ставшая «Московскими окнами», написалась быстро, а вот вторая, что называется «не шла». Случилось так, что главе Союза композиторов нужно было уезжать в командировку и дописать музыку он не успевал. Как человек ответственный, не желая подвести режиссера, он передал заказ Кириллу Молчанову. Фильм «Русский сувенир» вышел с музыкой Молчанова, а мелодия, написанная для Орловой, осталась. Композитор уже и думать о ней забыл, пока в его квартире не раздался звонок. На проводе был Леонид Утесов. Он попросил у Хренникова песню. Тот рассказал о бесхозной мелодии, у которой ещё не было текста. Написать его предложили коренному москвичу Матусовскому.

Михаил Львович не любил писать тексты на готовую музыку и хотел отказаться, но мелодия, напетая Утесовым, тронула поэта и он взялся за дело. Утесов впервые явил слушателям эту песню со сцены Театра эстрады, закрепив за собой статус первого исполнителя.

В том же 1960-м году песню стала исполнять Ирина Бржевская, этот вариант стал популярен. Она представляла эту песню на фестивале в Дрездене в 1964 году, где стала лауреатом.

Песни Утесова любит перепевать Валерий Сюткин, московский музыкант, вокалист, экс-солист группы "Браво", в чьём репертуаре немало песен, посвященных столице, как своих, так и других авторов. Исполнил он и "Московские окна" Тихона Хренникова.

Мне, как уроженцу Карелии, несколько лет своей школьной жизни довелось провести в школе с изучением финского языка. Язык я не освоил и за долгие годы успел забыть, что знал, но до сих пор отлично помню песню «Vallot Moskovan», которую мы разучивали на уроках музыки. Это была финская версия «Московских окон» Тихона Хренникова. Уже во взрослом возрасте, увлекшись историей эстрадной музыки, я услышал её в исполнении знаменитого советского певца, эстонца по происхождению, Георга Отса.

"Романс Лапина" ("Что так сердце растревожено")

Ст. М. Матусовский, исп. А. Борисов

Тихон Хренников и Михаил Матусовский вместе писали песни для фильма «Верные друзья» режиссера Михаила Калатозова. Картина с большим успехом прошла на экранах в 1954 году. Актер Александр Борисов от лица своего героя профессора Лапина под гитару исполняет красивую лирическую песню. По имени персонажа композиция получила официально названием «Романс Лапина», но в памяти поколений осталась по первым строчкам, которые, что называется, засели в подкорке:

«Что так сердце, что так сердце растревожено, будто ветром тронуло струну, о любви немало песен сложено, я спою тебе спою ещё одну».

Эпизод с исполнением этой песни снимался, говоря кинематографическим языком, «на натуре», то есть на открытом воздухе, среди реальных пейзажей, в Ростовской области на знаменитой реке Дон.

"Лодочка"

Муз. М. Матусовского, исп. А. Борисов, В. Меркурьев и Б. Чирков; В. Толкунова, братья Мищуки.

В том же фильме троица главных героев в исполнении Александра Борисова, Василия Меркурьева и Бориса Чиркова поют:

«Плыла, качалась лодочка по Яузе-реке».

Песня запомнилась слушателям, ушла в народ, и стала одним из самых узнаваемых произведений в творческом наследии композитора Хренникова и поэта Матусовского.

В сети мне удалось найти запись выступления с этой песней Валентины Толкуновой в Колонном зале Дома Союзов 1976 года.

Её часто поют барды. Братья Вадим и Валерий Мищуки издали свою версию исполнения на пластинке «Не печалься» (Песни нашего круга). В рамках фестиваля «Платформа-2013» прозвучала в исполнении Вадима Мищука. Показательно, что бард взаимодействует с публикой, призывает подпевать песню, что говорит о её широкой известности.

Также в фильме верные друзья прозвучала «Речная песенка» и «Песня о дружбе», которую многие узнают по строчке: «бывало в час тревоги, в сумрачный денёк, освещал нам все дороги дружбы огонёк…»

«Давным-давно»

Ст. А. Гладкова исп. Л. Голубкина

«Меня зовут юнцом безусым
Мне это право,
Это право, все равно
Зато не величают трусом
Давным-давно
Давным-давно
Давным-давно»

- поёт Лариса Голубкина в роли Шурочки Азаровой в фильме «Гусарская баллада». Картина Эльдара Александровича Рязанова вышла на экраны в 1962 год, к тому моменту возраст песни уже насчитывал два десятилетия, происхождение композиции восходит к сороковым годам.

Известно, что первоисточником для рязановской картины, посвященной войне с Наполеоном, послужила театральная пьеса, автором которой считается Александр Гладков. Он же выступил сценаристом фильма. Произведение под названием «Давным-давно» датировано 1940-м годом. Песня оказалась неотделима от фильма и неизбежно всплывает в памяти в связи с ним.

Эльдар Рязанов посмотрел спектакль «Давным-давно» в Театре Советской Армии в Москве. Он восходит к постановке режиссера Алексея Попова 1942 года. Премьера состоялась в Свердловске, где театр работал в эвакуации. Писать музыку пригласили Тихона Хренникова, к тому времени зарекомендовавшего себя в качестве театрального композитора. Специально для спектакля он написал несколько песен на стихи Гладкова, в том числе и заглавную композицию. Именно эта песенка, как считается, и вдохновила Рязанова на фильм. Вместе с сюжетом с театральной сцены на экран перекочевали и песни, а с экрана – ушли в народ.

«Давным-давно» - песня театральная не только по своему происхождению, но и по фактуре, а потому её часто берут за основу шуточных куплетов и различных переделок к праздникам, юбилеям, торжественным событиям.

Популярность у аудитории снискали и другие песни Хренникова и Гладкова, написанные для спектакля и прозвучавшие в фильме. Одной из самых известных стала «Колыбельная Светлане»

Тихон Николаевич прожил долгую жизнь, стал свидетелем нового века. Композитор покинул этот мир в 2007 году в возрасте 94 лет.

«Что так сердце растревожено», «Московские окна», «Давным-давно» и другие замечательные композиции.-3

Песни Тихона Хренникова стали достоянием истории и далеко не всегда люди, напевая эти песни, помнят кто их написал. Сам Хренников в интервью говорил, что гордится, когда народ поёт его песни, не зная имени – это высшая форма признания. То, что перечислено, рассмотрено и упомянуто в этой статье – лишь малая часть песенного наследия композитора.

Материал создан в развлекательных и информационных целях, носит обзорный характер, основывается на данных открытых источников.

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад лайкам и подпискам на канал. Слушайте хорошие песни и помните, что все разговоры о музыке всегда субъективны.