Самым известным из всех крупных кораблекрушений считается гибель "Титаника"14 апреля 1912 года на пятый день путешествия. О том, как его искали и нашли на глубине 3800 метров, о поднятых с него ценных, а порой бесценных предметах написано уже много разного, снято несколько фильмов. Но в морских архивах разных стран хранятся другие, не менее интересные и интригующие сведения о кораблекрушениях крупных "золотоносных" судов и приключения, связанные с их поисками.
Гибель парохода "Сентрал Америка"
Колесный пароход "Сентрал Америка" потерпел крушение у восточного побережья Северной Америки 12 сентября 1857 года, в трехстах милях от порта Норфолк во время сильного шторма. Гигантские волны захлестнули паровой котел, намочили весь запас угля и неуправляемый пароход быстро затонул на глубине 2500 метров. На пароходе находилось 400 пассажиров и около 20 тонн золота. По иронии судьбы на пароходе в Нью-Йорк плыли удачливые золотоискатели, разбогатевшие во время "золотой лихорадки". Их каюты были забиты слитками золота, самородками, золотым песком и монетами. Увы, людям не удалось насладиться добытым с таким трудом богатством. Подоспевшему бригу "Марина" удалось спасти 153 человека, остальные вместе с несметными богатствами нашли покой на глубине 2500 метров. В те времена никакой водолазной и прочей техники для глубоководных работ не было, о "золотом пароходе " со временем забыли.
Томми Томпсон - инженер и кладоискатель
В начале восьмидесятых годов 20 века Томми Томпсон , инженер из Огайо, работавший над созданием различных систем для атомных подводных лодок, еще будучи студентом увлекался поиском затонувших кораблей. Своей главной целью он сделал поиск затонувшего парохода "Сентрал Америка", историю которого изучил тщательно и подробно. Знал он и о количестве золота на борту затонувшего судна, и место крушения - приблизительно в 160 милях от побережья Южной Каролины. Томпсон спроектировал и собрал телеуправляемый аппарат "Немо" и стал искать ему практическое применение. Дело было за малым: нужны были спонсоры, поверившие в возможности и способности инженера, т. к. своих денег у него не было. Затонувшие сокровища, что еще нужно, чтобы заинтересовать жадных до денег спекулянтов? Предприимчивому и верившему в удачу Томсону удалось привлечь богатых людей, обещая большую прибыль от вложенных в подводную поисковую экспедицию средств. Место гибели парохода было приблизительно известно, количество золота на борту затонувшей "Сентрал Америка" тоже известно, осталось только найти. Толчком послужило известие об успешной истории обнаружения "Титаника".
Двести акционеров организовали общество " Колумбус Америка Дискавери Груп", в котором Томпсону, как главному партнеру, полагалось 40% от предполагаемой прибыли. Все работы велись в обстановке строжайшей секретности, скрупулезно и с максимальной математической точностью расчетов зоны поиска. Работы начались в июне 1986 года с использованием глубоководного зонда "Симарк", сканировавшего морское дно и передававшего на корабль полученную информацию. Наконец, в одном из квадратов поиска нашли что- то, напоминающее колесный пароход, деревянные обломки и куски угля. Но тут произошло непредвиденное.
Конкурент
На горизонте появился прекрасно оборудованный корабль агентства NASA, предназначенный для подъема отработанных ступеней ракет-носителей. Корабль зафрахтовал знаменитый кладоискатель Берт Уэббер, нашедший и поднявший сокровища испанского галеона "Консепсьон".
Томпсон постарался срочно официально зафиксировать свою находку первым. С помощью робота-манипулятора захватили кусок угля с лежащих обломков, зафиксировали все подводной видеосъемкой и на вызванном гидросамолете отправили кусок угля и снимки в суд города Норфолка. Суд признал за Томпсоном исключительное право на производство работ, конкурент вынужден был удалиться.
Последний шанс и счастливый случай
Проводя дальнейшие работы на затонувшем судне команда Томпсона не находила ни золота, ни монет, ни-че-го. Снова поиск, это был последний шанс, акционеры были недовольны, уговорить их на продолжение финансирования поисков удалось с большим трудом. Летом 1988 года они обнаружили объект мало похожий на затонувший корабль, но подводный робот каким то чудом нашел и передал наверх изображения деталей паровой машины и главное - корабельного колокола с надписью "Сентрал Америка". Это была победа, они нашли "золотой пароход" и его сокровища. Подъем клада занял немало времени.
11 сентября 1988 года робот Томпсона поднял со дна судовой колокол с надписью "Сентрал Америка"и груз монет и золотых слитков. Общий вес клада составил около двух тонн золотом, стоимостью 150 млн долларов. Среди множества слитков один имел вес 36 кг и был продан за 8 млн. долларов. Клад содержал большое количество ценных монет, как американских, так и иностранных. Отдельные монеты были уникальны и представляют огромную нумизматическую ценность.
Найдено было немало личных вещей пассажиров, десятки редких дегерротипов, имеющих историческую ценность.
Неожиданный финал
В один прекрасный день Томми Томпсон исчез вместе с найденным сокровищем. Свое исчезновение он планировал так же тщательно, как и все свои операции. Обманутые партнеры спохватились только через 10 лет. Был объявлен розыск, в его особняке во Флориде никаких следов не нашлось, все счета он оплачивал наличными, пользовался одноразовыми мобильными телефонами. За ним охотились больше двух лет, наконец нашли не очень далеко, у подруги, как говорится -"шерше ля фам". Но никаких сокровищ при нем не обнаружили.
Судьба клада неизвестна до сих пор. Когда Томпсона привели в суд, он заявил, что сокровища спрятал в Белизе, но где именно он не помнит. В Ноябре 2016 года судья приказал посадить Томпсона в тюрьму и штрафовать каждый день на 1000 долларов, пока к нему не вернется память.
Так что ждем, еще не вечер!