Найти в Дзене

Загадочная история Джозефа Байерли: американский десантник в Красной армии

Оглавление
Джозеф Байерли (англ. Joseph R. Beyrle) - один из участников Второй мировой войны, воевавшим против немцев и в американской, и в советской армиях
Джозеф Байерли (англ. Joseph R. Beyrle) - один из участников Второй мировой войны, воевавшим против немцев и в американской, и в советской армиях

98 лет назад, 25 августа 1923 года, родился американский военнослужащий Джозеф Байерли с удивительной судьбой, в которой далеко не посленюю роль сыграли военные медики Советского Союза.

Неудачная высадка десанта

6 июня 1944 г. началась операция «Оверлорд», в ходе которой союзники высадились на территории Франции. Тем самым в Западной Европе был открыт столь долгожданный Второй фронт. Среди 3 миллионов военнослужащих союзников, высадившихся в Нормандии, был и 20-летний сержант 506-го парашютно-пехотного полка 101-й десантной дивизии «Кричащие орлы» Джозеф Байерли.

За спиной остались месяцы военной подготовки в Великобритании, когда Джозефу пришлось изучать взрывное дело и осваивать профессию радиста. В день начала операции самолет, на котором находился Байерли в составе десантной группы, подвергся зенитному обстрелу, в результате которого высадка десанта прошла неудачно. После приземления Джозеф потерял связь со своим подразделением, но решил в одиночку выполнить поставленную задачу. Ему удалось взорвать электрическую подстанцию и ряд других объектов.

В немецком плену

Вскоре Джозеф столкнулся с группой солдат противника. Закидав их гранатами, он сумел уйти, но поскольку находился в расположении противника, то все же был пленен. Для Джозефа Байерли начались тяжелые дни плена, сопровождавшиеся допросами и лишениями. Пройдя через семь немецких тюрем и лагерей, он никогда не оставлял надежды на спасение. Несколько раз бежал, но его ловили и отправляли в новый лагерь. Последним из них стал концентрационный лагерь для военнопленных «Альт-Древиц» в Польше. Именно отсюда в январе 1945 г. американский сержант вместе с двумя товарищами совершил третий, на этот раз удачный побег.

Лишь ему одному через две недели бесконечных скитаний удалось выйти в расположение частей Красной армии на территории Польши. Это была танковая бригада, рвавшаяся к Берлину. На английском и ломаном польском он представился советским офицерам, как «американский товарищ». Советские воины тепло приняли измученного и изможденного «брата по оружию». Его накормили «кашкой» – то слово, которое на протяжении многих лет Джозеф Байерли вспоминал неоднократно, рассказывая о своем пребывании среди советских друзей.

Д.Байерли. Фотография на выставке "Герой двух наций"в Государственном Русском музее. © РИА Новости / Алексей Даничев
Д.Байерли. Фотография на выставке "Герой двух наций"в Государственном Русском музее. © РИА Новости / Алексей Даничев

Дойти до Берлина с русскими

Командование подразделения первоначально хотело отправить американца в транзитный лагерь для иностранных граждан в Одессу, откуда тот смог бы вернуться на родину. Но Байерли хотел дойти до Берлина вместе со своими русскими товарищами. И тогда командир подразделения принял решение оставить Байерли, несмотря на нарушение действовавших правил. Джозеф получил автомат ППШ и вошел в состав экипажа танка «Шерман» американского производства. После того, как он починил несколько вышедших из строя раций на американских танках, он стал своим среди советских солдат. Его опыт и знания подрывника, пулеметчика и связиста оказались как нельзя кстати. Вскоре Джозеф участвовал в освобождении того самого концлагеря, из которого он бежал.

Будни солдата в советском госпитале

В начале февраля 1945 г. при форсировании реки Одер подразделение, в котором служил Байерли, попало под жестокую бомбежку. Джозеф был серьезно ранен. В большой воронке его, быстро теряющего кровь, нашла русская медсестра.

«Если бы не ее помощь – давно быть бы мне на ином свете», рассказывал он впоследствии. Так раненый американец попал в советский госпиталь.

О пребывании Джозефа Байерли в расположении Красной армии и его ранении, нам известно из рассказа самого героя. И лишь один документ подтверждает подлинность событий – это его история болезни, которая хранится в архиве военно-медицинских документов.

История болезни № 1245 «солдата» Джозефа Байерли, или как он обозначен в самом документе – «Джозефа Вильямовича Байроли». Она была заведена в эвакуационном госпитале № 2014, располагавшемся в конце февраля 1945 г. в польском городе Рембертув (Рембертов). На страницах «формы № 5-а УВВ для лечебных учреждений войскового и армейского района» при поступлении врачом заполнены все основные пункты, что свидетельствует о достаточном знании раненым русского языка.
История болезни № 1245 «солдата» Джозефа Байерли, или как он обозначен в самом документе – «Джозефа Вильямовича Байроли». Она была заведена в эвакуационном госпитале № 2014, располагавшемся в конце февраля 1945 г. в польском городе Рембертув (Рембертов). На страницах «формы № 5-а УВВ для лечебных учреждений войскового и армейского района» при поступлении врачом заполнены все основные пункты, что свидетельствует о достаточном знании раненым русского языка.
Так, в пункте «Фамилия родных и адрес» отмечено: «г. Москиген, Мешиган, Франклин стрит 1451 (отец) Байроли Вильямов». В истории болезни находим следующую запись, датированную 16 февраля 1945 г.: «ЭГ 4719. Поступил из пункта сбора советских граждан. Ранение множеств. осколками в прав. бедро, прав. голень и прав. плечо. Кроме ранения жалоб нет. t° 36,4».

Другим документом, подтверждающим факт пребывания Джозефа Байерли в рядах Красной армии, является «Алфавитная книга № 6 раненых и больных ЭГ № 2014». Первая запись в ней сделана 3 октября 1944 г., а последняя 1 сентября 1945 г. На ее страницах беспристрастная фиксация всех поступивших раненых и больных в названное лечебное учреждение. Наряду с фамилиями советских военнослужащих, мы встречаем фамилии французов, американцев, бельгийцев, голландцев, итальянцев.

Вот, например, фамилии на букву «Б», поступивших в госпиталь 19–20 февраля 1945 г.: француз Бубакер Бен Магомед, американцы Браен Лант, Бенет Деролт и Байроли Джозеф. И сразу за ними русская фамилия – Борисов Григорий Иванович. При этом никаких других особых отметок не имеется: подлинный интернационал, полное доказательство гуманности и толерантности советской военной медицины.

Джозеф Байерли в течение нескольких недель проходил лечение в двух советских эвакуационных госпиталях. Он быстро сошелся с бойцами и командирами, продолжал осваивать русский язык, и даже познакомился с самым ярким советским военачальником того времени.

Встреча с легендарным Маршалом

Как следует из воспоминаний самого Джозефа Байерли, однажды в госпитале внезапно появилось новое имущество, на скорую руку были отремонтированы помещения.

«Я уже оклемался достаточно, чтобы соображать. Вдруг – шум, гам и переполох. Все засуетились, забегали, кто мог стоять – те встали навытяжку. Ну, ясное дело – высокое начальство пожаловало! Оно ж везде одинаково происходит».

В госпиталь приехал маршал Г. К. Жуков, не столь часто посещавший медицинские учреждения. Получив информацию об американском десантнике, воевавшем в Красной армии, он захотел с ним познакомиться. Вот как вспоминал сам Джозеф Байерли произошедшее событие:

«Я пытался встать – ведь маршал! Но кто-то сказал: «Лежите, лежите, Вы же ранены». Я очень стеснялся: мне, сержанту, и в нашей армии с генералами говорить не доводилось, а здесь – сам Жуков! Но маршал был очень приветлив. Спросил, кто я, откуда, есть ли семья, а потом сказал, что, как только поправлюсь, мне помогут вернуться домой».

Байерли понимал, что ранение тяжелое и принять участие в боях в ближайшее время ему вряд ли удастся, и тогда он попросил Георгия Константиновича помочь ему добраться до ближайшего американского представительства.

Молодой здоровый организм американца, а также опыт и квалификация советских военных врачей и внимание обслуживающего медицинского персонала позволили Джозефу в короткое время выздороветь и восстановить свои силы. Знакомство с его историей болезни показывает, что американский сержант хорошо питался и был обеспечен необходимым на тот момент лечением.

Д.Байерли. Фотография на выставке "Герой двух наций"в Государственном Русском музее. © РИА Новости / Алексей Даничев
Д.Байерли. Фотография на выставке "Герой двух наций"в Государственном Русском музее. © РИА Новости / Алексей Даничев

Дорога домой

Так как все его документы остались у немцев, то по приказу Жукова Байерли выдали официальное письмо, которое он предъявлял по пути следования в Москву. 23 февраля 1945 г. в истории болезни Джозефа Байерли была сделана последняя запись: «Выписан ввиду отбытия на родину». Эта «Магическая бумага», как называл письмо сам Байерли, позволила молодому сержанту беспрепятственно добраться до Москвы. Затем наступило его триумфальное возвращение домой, где его считали погибшим. Последовали его долгие рассказы родным и близким о своих русских друзьях.

Этот пример еще раз подтверждает, что советские врачи в тяжелейших условиях с честью выполняли поставленную перед ними задачу, спасая жизни тысяч военнослужащих, и не только своих соотечественников. Воистину, милосердие не знает границ.

В последующие годы Джозеф Байерли активно участвовал в работе советско-американских обществ дружбы, собственным примером доказывая, что великим державам необходимо существовать в мире и добрососедстве, как в военное, так и в мирное время. Он был награжден многочисленными наградами, как на родине, так и в Советском Союзе, а затем в России.

Сын нашего героя, Джон Байерли, стал послом Соединенных Штатов Америки в России, и неоднократно подчеркивал, что отец всегда высказывал высочайшее восхищение отвагой и благородством советских солдат, принявших его в свои ряды голодного и беззащитного, давших ему возможность восстановить силы и взять в руки оружие для продолжения борьбы с врагом. Немало добрых слов было сказано им и в адрес советских врачей и медсестер, спасших ему жизнь после тяжелого ранения и восстановивших его здоровье.

В память о Джозефе: выставка Военно-медицинского музея

Афиша выставки "Вместе мы сильны" в Военно-медицинском музее. 2010 г. Добавьте описание
Афиша выставки "Вместе мы сильны" в Военно-медицинском музее. 2010 г. Добавьте описание

В 2010 году Военно-медицинский музей открыл выставку «Вместе мы сильны» к 65-летию Победы во Второй мировой войне и о самоотверженном труде военных медиков СССР, США и других стран антигитлеровской коалиции.

Открытие выставки "Вместе мы сильны" в Военно-медицинском музее. 2010 г.
Открытие выставки "Вместе мы сильны" в Военно-медицинском музее. 2010 г.

Сотрудники Военно-медицинского музея проделали большую комплексную научно-исследовательскую работу по поиску американских граждан, жизни которых были спасены советскими медиками. В ходе исследования в фондах Архива музея был собран обширный материал. Впервые эти уникальные свидетельства, рассказывающие о судьбах американцев и представителей других национальностей, были продемонстрированы на выставке «Вместе мы сильны».

На основе материалов исследования был составлен список из 208 американских граждан, проходивших лечение в советских госпиталях во время Второй мировой войны. Торжественное вручение этого значимого документа американской стороне состоялся во время церемонии открытия выставки.

Выставка "Вместе мы сильны" в Военно-медицинском музее. 2010 г. Добавьте описание
Выставка "Вместе мы сильны" в Военно-медицинском музее. 2010 г. Добавьте описание

Кроме того, в фондах Военно-медицинского музея хранится многое из того, что использовали медики Победы, в том числе медицинские имущество и оборудование из США.

Такова удивительная история американского солдата, служившего в Красной Армии, которая бережно хранится, наряду с другими, в Военно-медицинском музее.